0
3036
Газета Экономика Интернет-версия

18.09.2008 00:00:00

Россия расплачивается за ошибки Кудрина

Тэги: экономика, кризис, минфин, кудрин


экономика, кризис, минфин, кудрин Экономполитика Алексея Кудрина ведет Россию в тупик.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера разразившийся днем ранее в стране полномасштабный финансовый кризис вступил в новую фазу. Драматические события развивались на фондовом рынке – второй день подряд торги на ММВБ и РТС прекращаются из-за резкого обвала котировок, причем на этот раз на неопределенное время. Не лучше дела были и в банковской сфере – рынок межбанковского кредитования фактически замер после неисполнения рядом банков обязательств перед партнерами – обострили вопрос о неадекватности проводимой в стране финансово-экономической политики.

Вчера высокопоставленные правительственные чиновники продемонстрировали поражающую беспомощность при решении проблем с ликвидностью, которые привели к новому витку падения на фондовом рынке с последующей приостановкой торгов волевым решением ФСФР до особого распоряжения и поставили под вопрос правильность предложенных властями путей выхода из кризиса на банковском рынке. В то время как Центробанки других стран после обвала фондовых рынков в понедельник поспешили накачать рынок десятками миллиардов долларов и предоставить гарантии находящимся в предбанкротном состоянии банкам и страховым компаниям, финансовые власти России провели в ночь со вторника несколько заседаний, закончившихся обещаниями предпринять какие-то меры поддержки. Суть их не была сразу конкретизирована, в результате после небольшого отскока фондовый рынок вновь обвалился, что заставило ФСФР приостановить торги на РТС и ММВБ.

Не многим лучше ситуация сложилась в банковской сфере. Накануне отдельные банки из-за кризиса ликвидности не смогли выполнить ряд обязательств по сделкам РЕПО. В их числе был, в частности, «КИТ Финанс». Вчера Минфин провел аукцион по размещению бюджетных остатков, в ходе которого влил в банковскую систему 118 млрд. руб. под 7,85% годовых.

А «КИТ Финанс» распространил в СМИ официальную информацию о переговорах по вхождению в его капитал стратегического инвестора, которые должны были завершиться до конца дня.

С наиболее важной для банковского рынка информацией в середине дня выступил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он сообщил, что правительство расширило объемы кредитования банков и увеличило сроки размещения средств. Впрочем, средства достались не мелким и средним банкам, больше всего пострадавшим от кризиса ликвидности, а самым крупным банкам с госучастием – Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку, которые, по словам Кудрина, могут поддержать на межбанке мелкие и средние банки. Что будет с банками, которым госбанки откажут в помощи, Кудрин не пояснил. Впрочем, это и так понятно, их ждут крупные проблемы, из которых они либо выберутся сами, либо их постигнет незавидная участь банкротов и объектов для поглощения более устойчивыми конкурентами.

Для Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка решено увеличить с пяти недель до трех месяцев и более сроки размещения временно свободных бюджетных средств, а также повысить на 282 млрд. руб. – до более чем 1,12 трлн. руб. лимиты этих размещений. Отметим, что общий лимит для всех банков повышен с 1,232 трлн. руб. до 1,514 трлн. руб. Так что остальные банки могут рассчитывать в их рамках менее чем на 400 млрд. руб.

Последние события на фондовом и банковском рынке России показали несостоятельность финансово-экономической политики, проводимой государством. Этот блок сейчас курирует исключительно вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Совмещение должностей таит в себе очевидный конфликт интересов. Как финансист, Кудрин выступает за сокращение расходов. Как человек, отвечающий за развитие, он должен стимулировать различные типы расходов. Кудрин не позволяет снизить налоги, несмотря на то что этого от правительства добивается нуждающийся в средствах и благоприятных условиях для развития бизнес. В ножницах корпоративных интересов Минфина, по сути, не остается места решению задач экономического развития. В прежней структуре правительства консерватизм политики экономии бюджета, проводимой Кудриным, уравновешивался энтузиазмом тогдашнего главы МЭРТа Германа Грефа, считавшего себя ответственным за экономический рост.

Однако после отставки Грефа, имевшего прямой доступ в Кремль, министерство лишилось значительной части полномочий, контроля над финансовыми потоками, фактически превратившись в безвольный придаток Минфина. К слову, в первоначальном варианте Минэкономразвития и вправду предлагалось упразднить, сохранив лишь часть структуры в виде нескольких минфиновских департаментов. Пока такого унижения детище Грефа избежало, но в целом ситуация остается неблагоприятной для генерации по-настоящему рыночных механизмов развития экономики России.

Вместо этого правительство взяло установку на наращивание госсектора в экономике. В контексте этого в ведущих отраслях созданы госкорпорации, крупнейшие банки для прокачки бюджетных ресурсов. Вся эта малоприспособленная к рыночным условиям структура при разрастании кризиса на фондовом и финансовом рынках не придает устойчивости экономике. Ситуация усугубляется в связи с упущенными возможностями решения задач развития и проведения структурных реформ. Продолжающееся падение цен на нефть грозит резким сокращением доходов бюджета, что, в свою очередь, делает неактуальными инициативы по снижению налогового бремени на бизнес.

Еще одно несоответствие в новейшей экономполитике правительства России: за последние годы за рубеж выведены десятки миллиардов долларов, изъятых из экономики в виде налогов на сверхдоходы. Сегодня эти деньги стремительно обесцениваются, а между тем, если бы они были своевременно инвестированы в высокодоходные проекты, они могли бы стимулировать развитие реальных секторов экономики, что, безусловно, смогло бы во многом смягчить тяжелые последствия кризиса ликвидности, сотрясшего устои экономики России.

Основа для кризиса сформировалась благодаря крайней ограниченности внутрироссийских источников долгосрочного финансирования для коммерческих банков. В условиях бурного развития экономики банки вынуждены были обращаться к относительно краткосрочным (до 3 лет) инструментам преимущественно на внешних рынках заимствования.

Под влиянием мирового финансового кризиса финансовые рынки фактически закрылись для размещений, и российские банки оказались без инструмента рефинансирования задолженности.

Особенно сильно данная ситуация бьет по коммерческим банкам, за пределами первых 10–15. Плохо и то, что при этом под удар попадают жизнеспособные и весьма крупные банки, абсолютное большинство которых активно работает с населением и дестабилизация которых может перевести временный кризис на рынке акций в полномасштабный финансовый кризис в России. Причина в том, что эти банки, за парой исключений, не имеют прямого доступа к средствам, которые ЦБ в последнее время стал-таки размещать в банковской системе. В результате же действий крупных госбанков, имеющих такой доступ, попытки ЦБ поддержать ликвидность фактического результата не принесли. За понедельник–вторник этой недели ЦБ направил на поддержание ликвидности сектора беспрецедентный объем средств, однако это не помогло избежать остановки МБК и РЕПО, так как выделенные средства задержались в ряде крупных госбанков и не попали на рынок. Если ЦБ и правительство не найдут выхода из сложившейся ситуации, в самое ближайшее время можно ожидать широкого вала технических дефолтов со стороны коммерческих банков.

В такой ситуации правительству и ЦБ следует немедленно пересмотреть подход к управлению финансовым сектором и регулированию его ликвидности. В качестве первоочередной меры, быстрой в реализации и способной оказать немедленный эффект, требуется расширить список банков, на депозитах которых могут быть размещены госсредства, и включить в них банки как минимум до рейтинга B–.

Помимо этого необходимо:

– существенно расширить ломбардный список для кредитования под залог бумаг российских эмитентов;

– включить в ломбардный список широкий спектр бумаг, эмитированных государственными учреждениями России;

– осуществлять поддержку оферт банков-эмитентов по рублевым облигациям;

– расширить практику кредитования под залог кредитного портфеля, в том числе ипотечного, используя реалистичные требования к таким портфелям взамен излишне строгих на текущий момент.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
578
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
846
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
700
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
697

Другие новости