0
1640
Газета Экономика Печатная версия

17.03.2010

Россияне не хотят покупать новые авто

Тэги: автопром, кризис

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"


автопром, кризис Россияне не торопятся пересаживаться на новые автомобили.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Правительство надеется, что упавший в кризис авторынок начнет восстанавливаться благодаря стабилизации и даже некоторому приросту ВВП в 2010 году. Такие оптимистические заявления чиновников прозвучали на Российском автомобильном форуме во вторник. Однако в действительности потенциальные покупатели не верят в экономическое оздоровление, а также в перспективы роста собственных доходов – ежемесячные продажи автомобилей продолжают падать более чем на 30% даже по отношению к провальным показателям 2009 года.

«Есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие три года ВВП страны рос примерно на уровне 4–4,5% с ускорением в 2012–2014 годах до 5,5–6%», – сказал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, выступая на форуме, организованном Институтом Адама Смита. По словам Клепача, у российской экономики есть большой потенциал роста как за счет увеличения инвестиционного, так и потребительского спроса, несмотря на явно провальные результаты 2009 года. «При том что рецессия закончилась, а ВВП растет уже два квартала подряд, потенциал для роста имеется, – отметил чиновник, заранее уточнив, что не все так безоблачно. – Высокий уровень безработицы – 9,1% от экономически активного населения – ставит достаточно жесткие рамки для реализации намеченных планов». При этом Клепач не исключил появления новых проблем: «Вероятность того, что новая кризисная волна охватит мир и Россию в районе 2018 года, крайне велика».

Тем не менее, по его словам, у России есть все предпосылки, чтобы в ближайшие 3 или 5–6 лет стать снова одним из самых динамичных мировых рынков. «Кризис показал, что наша промышленность неконкурентоспособна, – отметил Клепач. – У нас есть максимум 3–4 года для того, чтобы провести серьезную модернизацию ключевых предприятий и перейти к более глубокому уровню локализации на предприятиях иностранных фирм. А если брать российских производителей, то производительность труда должна вырасти в 1,5–2 раза, и тогда с новыми моделями и новым уровнем технологий можно будет говорить об устойчивом развитии».

Однако российский автопром государство в беде не оставит. Как отметил в кулуарах форума замглавы МЭР, его ведомство скорее всего поддержит бизнес-план развития АвтоВАЗа, рассчитанный на период до 2020 года. «В течение ближайших дней вынесем решение по программе. Мое мнение – она заслуживает поддержку», – сказал Клепач. Он напомнил, что согласие Минэкономразвития, Минпромторговли и Минфина требуется для выделения компании средств из бюджета «сверх первоначальных 25 миллиардов рублей». По его словам, речь идет о 28 млрд. руб. «Изначально планировалось 38 миллиардов рублей, но сейчас эта сумма уточняется», – сказал он.

В свою очередь, глава департамента автопрома и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов уточнил, что фактическое падение рынка продаж автомобилей в 2009 году составило 55%. Но меры господдержки явно не сработали: повышение таможенных пошлин дало в плюс 68,6 тыс. автомобилей, льготное кредитование – 71,5 тыс., льготная перевозка машин на Дальний Восток – еще 3 тыс. штук, закупки для федеральных и региональных нужд – 30 тыс. штук. Если учесть, что в 2008 году было продано более 3,2 млн. автомобилей, а в 2009 году – всего 1,463 млн. штук, то вышеуказанные показатели действенности господдержки могут вызвать лишь усмешку.

Между тем многие потенциальные покупатели откладывают покупки из-за неопределенной перспективы роста доходов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь–февраль продажи легковых автомобилей в РФ сократились на 34% по отношению к тому же периоду прошлого года. По мнению экспертов, такой спад можно объяснить так же и отсутствием перспектив создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Реальные показатели продаж говорят о том, что у населения пока и доходы если и не снизились, то заморозились, и нет перспектив роста. К тому же нет уверенности в том, будет ли завтра работа, считает аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. «Докризисные темпы роста авторынка вернуть будет очень сложно, – полагает эксперт. – Большинство аналитиков считают, что к докризисному объему продаж рынок вернется примерно в 2015–2016 годах». При этом государство могло бы способствовать ускорению процесса, будь на то высокая воля. «Например, покупателя нового автомобиля – в частности, российской сборки – можно освободить от уплаты налога на транспортное средство в первый год-два, – рассуждает Козицын. – Можно расширить льготное кредитование – компенсировать кредит на полную ставку рефинансирования ЦБ, например. Наконец, придумать какие-то проекты по приобретению гаражей и т.д. На самом деле можно много чего придумать, была бы опять же политическая воля». В любом случае, отмечает он, все эти меры, даже в совокупности, будут меньше по объему и затратам, чем прямое финансирование отечественных автопроизводителей.

Впрочем, некоторые экономисты не исключают, что российский авторынок может восстановиться и раньше 2016 года. Как отмечает консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский, очевидно, что в 2010 году мощного подъема российского авторынка ждать не стоит. «Но, учитывая плохие показатели 2009 года и начало восстановления экономики, в этом году продажи автомобилей все же вырастут, – надеется он. – При этом рост может оказаться относительно быстрым – за счет низкой базы рынок может прибавить порядка 10%». По его мнению, на докризисный уровень авторынок вряд ли выйдет до 2012 года. «Для восстановления потребительского спроса необходимо хотя бы два года экономической стабильности и роста, а также восстановление кредитной системы, – считает Чернявский. – Что касается создания новых рабочих мест и нового экономического прорыва, то пока все масштабные инновационные проекты находятся в стадии разработки и являются долгосрочными. Сегодня Россия по-прежнему крайне зависима от ситуации на сырьевых рынках. Тем не менее курс на модернизацию и инновации задан, поэтому стоит ожидать позитивных изменений, что скажется и на росте благосостояния населения. Следовательно, вырастет и потребительская активность, в том числе и на авторынке. Однако кардинальных перемен в ближайшие год-два все же не произойдет».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Генераторов идей может стать меньше

Генераторов идей может стать меньше

Елена Герасимова

Библиотекари акцентируют внимание родителей на важности воображения

0
1225
Бизнес становится главной движущей силой климатической повестки

Бизнес становится главной движущей силой климатической повестки

Василий Столбунов

Корпорации перехватывают инициативу у государств, международных институтов и некоммерческих организаций

0
752
Недоверие порождает фобии

Недоверие порождает фобии

Необходимость установления нового глобального миропорядка назрела давно

0
2089
Москва готова закрыть "сирийский проект"

Москва готова закрыть "сирийский проект"

Владимир Мухин

Военный бюджет России в 2020 году будет самым скромным за последние 10 лет

1
6007

Другие новости

Загрузка...
24smi.org