0
728
Газета Экономика Печатная версия

13.12.2010

Тарифные долги государства

Тэги: ржд, тарифы


Тарифы, сборы и платы на грузовые железнодорожные перевозки с 1 января будут индексированы на 8%. Решение об этом накануне утвердила Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Российские железнодорожники рассчитывали на большую индексацию, и решение службы можно назвать принятым в интересах компаний – потребителей услуг «Российских железных дорог». Хотя в 2011 году государству придется компенсировать потери перевозчиков, в скором времени Россия, очевидно, перейдет к новым методикам расчета тарифов на грузовые перевозки. Они существенно повысят ставки, однако дадут возможность транспортной отрасли развиваться более активно.

В макроэкономической политике России система ценообразования для ОАО «РЖД» занимает особое место: тарифы на услуги железнодорожного транспорта устанавливает не сам монополист, а государство – в лице правительства РФ. Федеральные власти много лет сдерживали эти тарифы, что привело к серьезной диспропорции – рост цен в промышленности за 2003–2008 годы в 1,4 раза превысил показатели индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Развитие железнодорожной инфраструктуры – сфера прямых интересов государства. А потому правительство, устанавливая для «РЖД» тарифы ниже экономически обоснованных, должно обеспечить компанию необходимыми средствами, чтобы она могла оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров. Тем не менее в 2003–2008 годах «РЖД» не получали дотаций от государства – исключением были субсидии на пассажирские перевозки с 2008 года. Все инвестиционные программы компания финансировала за свой счет, привлекая заемные средства и реализуя совместные проекты. Причина в том, что в это время доходы от грузоперевозок были стабильными – прирост погрузки был обеспечен на уровне 12,3%, грузооборота нетто – на 26,8%.

Но в 2009 году государство для антикризисной поддержки экономики решило снизить параметры индексации грузовых тарифов компании с экономически обоснованных 14 до 8%. Разрыв в доходах Центр компенсировал субсидией в размере 50 млрд. руб. Только это позволило «РЖД» избежать увольнения более 180 тыс. сотрудников и выполнить минимальную программу по поддержанию инфраструктуры. Хотя кризис прошел, в 2010–2011 годах грузовые тарифы индексируются низкими темпами, и за нескольких лет у государства накопился своеобразный тарифный долг перед «РЖД», который выражается в недоиндексации грузового тарифа.

Ситуацию для «РЖД» могут изменить новые принципы расчета экономически обоснованной доходности капитала железнодорожного транспорта, заложенные в 2009 году правительством РФ. Федеральная служба по тарифам совместно с Минэкономразвития в августе этого года приняли Методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Эта методика, аналогичная методике RAB, – принципиально новый подход к формированию экономически обоснованных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, но широко применяется для других госмонополий. Так, государством установлены параметры индексации через RAB-тарифы для ОАО «Федеральная сетевая компания» в 2010-м – на 51,1%, 2011 году – 31,2%, в 2012 году – 24,72%. Если индексация произойдет, в «РЖД» значительный рост тарифов будет только в первый год регулирования. Уже в 2013 году индексация составит около 7,6%, и далее ее размер будет уменьшаться.

ОАО «РЖД» вынесло на рассмотрение правительства РФ два варианта финансового плана на 2011–2013 годы: c экономически обоснованной индексацией тарифов и с выделением государственных субсидий. В первом случае расчет, произведенный по формулам ФСТ, позволял провести в 2012 году индексацию в размере 23%, но «РЖД» не настаивали на таком росте тарифов. Второй вариант предусматривает выделение государством субсидии в размере 146,8 млрд. руб. в 2012 году. Железнодорожники в принципе готовы предложить и еще одну возможность развития транспортной системы РФ – выпуск инфраструктурных облигаций. Этот вид ценных бумаг используется во всем мире при строительстве инфраструктурных объектов с длительным сроком окупаемости. Инфраструктурные облигации могут стать гарантией поддержки транспортных проектов властями РФ, которая позволит привлечь большее число инвесторов.

Пока же железнодорожники ставят перед регуляторами вопрос о необходимости поэтапного вывода тарифов на грузовые перевозки на экономически обоснованный уровень и прогнозируют, что потеря базы доходов при сокращении индексации грузовых тарифов до уровня инфляции приведет к убыткам компании и уменьшению возможностей для инвестиций. По оценкам ОАО «РЖД», на развитие железнодорожной инфраструктуры только основных направлений сети до 2020 года требуется инвестировать около 2 трлн. 240 млрд. руб.

«Восьмипроцентная индексация тарифа режет в первую очередь все инвестиционные программы железных дорог, и это решение означает отказ от развития железных дорог России, – считает первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Владимир Клименко. – Железнодорожники не могут возить грузы бесплатно. От замораживания тарифов будет сиюминутный эффект, но экономика растет, и через некоторое время сами производители скажут: дороги не строились, техника не закупалась, и нам теперь не на чем перевозить продукцию. Если пойти по пути низких тарифов, чтобы транспортная отрасль развивалась, государству придется компенсировать потери железнодорожников».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экспорт по железной дороге станет быстрее, но дороже

Экспорт по железной дороге станет быстрее, но дороже

Анатолий Комраков

Укороченная высокоскоростная магистраль ушла из правительственного топа задач

0
1671
Перекрестное субсидирование тормозит промышленный рост

Перекрестное субсидирование тормозит промышленный рост

Глеб Тукалин

Переход к справедливым энерготарифам подстегнет развитие экономики и увеличит налоговые поступления, уверен гендиректор En+ Development Владимир Кирюхин

0
1514
Перекрестное субсидирование: шаг вперед, два шага назад

Перекрестное субсидирование: шаг вперед, два шага назад

Глеб Тукалин

"Последняя миля" и "дальневосточная надбавка" сведут на нет эффект от введения "соцнормы" в электроэнергетике

0
895
Команда Порошенко критикует правительство Гройсмана

Команда Порошенко критикует правительство Гройсмана

Татьяна Ивженко

В Украине выясняют политические отношения из-за повышения цены на газ

0
1781

Другие новости

Загрузка...
24smi.org