0
1244
Газета Экономика Печатная версия

24.10.2011

Плановая экономика инновационного будущего

Тэги: экономика, инновации


экономика, инновации Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина возьмет под свой контроль научно-технический прогресс.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Российские чиновники пытаются насаждать инновации административными методами. С февраля 2012 года Минэкономразвития (МЭР) начинает контроль исполнения планов инноваций, которые ранее госкорпорации уже согласовали с чиновниками. Эксперты «НГ» уверены: без настоящей конкуренции возрождение «соцобязательств по инновациям» не даст заметного результата. И даже если власти выбрали директивный путь, то тогда именно государство – а не менеджеры госкомпаний – должно устанавливать приоритеты развития.

В феврале 2012 года Минэкономразвития начнет отслеживать, как российские госкомпании внедряют инновации. Мониторингу подвергнется исполнение госкомпаниями тех программ инновационного развития, которые они сами для себя прописали и согласовали с правительством.

Согласно поручению президента, госкомпании должны отчитаться о своих инновационных достижениях в марте, однако МЭР решило заранее запросить необходимую информацию. Фактически МЭР опасается, что многие компании не смогут к этому времени предоставить отчет о своих технологических прорывах. И видимо, чтобы избежать громких скандалов, ведомство хочет узнать о провалах заранее, имея в распоряжении время для корректировки ключевых параметров инновационных стратегий госкомпаний. Как пояснил в конце минувшей недели замглавы МЭР Олег Фомичев, при разработке программ компании – особенно в стратегических областях – рассчитывали на щедрую бюджетную поддержку. Но их ожидания, видимо, не оправдались в полной мере. Был принят новый бюджет, к которому потребовалась адаптация. Именно поэтому, говорит Фомичев, необходима жесткая система мониторинга, чтобы требовать от компаний выполнения тех параметров, которые они заложили в свои программы инновационного развития. В противном случае чиновники предложат руководителям госкорпораций выходить в правительство для корректировки заявленных показателей.

Сейчас, по данным ведомства Эльвиры Набиуллиной, 46 компаний с госучастием, которые производят около 20% ВВП, представили в министерство свои инновационные программы. Эти программы предполагают совокупные инвестиции в инновации в 2011 году на уровне 700 млрд. руб., из них 230 млрд. руб. будут направлены на НИОКР. К 2013 году инвестиции вырастут уже до 1,5 трлн. руб.

Кроме того, в ближайшие дни правительство окончательно утвердит своим постановлением стратегию МЭР «Инновационная Россия-2020». Согласно этой стратегии, доля промпредприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40–50% в 2020 году с примерно 9% в 2010 году; удельный вес экспорта российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок должен вырасти до 2% в 2020 году с 0,35% в 2008-м; валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП должна вырасти до 17–18% в 2020 году с 12,7% в 2009 году; доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 25–35% в 2020 году с примерно 5% в 2010 году; внутренние затраты на исследования и разработки должны возрасти до 2–3% от ВВП в 2020 году с 1,3% в 2010-м, и более половины этих затрат должно приходиться на частный сектор.

В МЭР уверены: в достижении этих показателей не последнюю роль сыграют именно госкомпании, которые должны разрабатывать собственные планы по внедрению инноваций, согласовывать их с правительством, а потом под неусыпным контролем чиновников исполнять. Напомним, в самом начале 2011 года президент Дмитрий Медведев отчитал руководителей госкомпаний за инновационную косность и неповоротливость. Как тогда заметил президент, никакого научно-технического прогресса не показали ни «Роснефть», ни МРСК, ни «Совкомфлот», ни «Аэрофлот». После этого первым программу инновационного развития разработал «Газпром». Согласно сообщениям прессы, главная цель программы «Газпрома» – технологическое лидерство в мировом энергетическом бизнесе. Для этого концерн займется снижением себестоимости продукции, экономией энергоресурсов, повышением производительности труда, разведкой месторождений углеводородов, включая освоение нетрадиционных ресурсов. Не обошлось и без технологических проектов. Например, «Газпром» планирует к 2018 году разработать собственную аэрокосмическую систему, а уже в 2016 году проводить работы с использованием методов дистанционного зондирования планеты. Также программа предполагает разработку и внедрение обитаемого подводного аппарата судового базирования и необитаемого дистанционно управляемого комплекса. За 10 лет объем инвестиций концерна составит 3 трлн. руб.

Тем самым становится очевидным, что власть пытается сделать инновационное развитие страны плановым, директивным. Главными стимулами для появления технологических или организационных новшеств будет не конкуренция – как это происходит в современной рыночной экономике, – а централизованное управление, указания президента и ведомственный контроль. Многие эксперты увидели в такой схеме копирование советского подхода, причем в не самых эффективных его формах. «В советское время существовали отраслевые министерства, которые согласовывали и утверждали те планы развития науки и техники, которые утверждались на предприятиях. Финансирование этих планов осуществлялось через единые фонды развития науки и техники по определенным нормативам, которые устанавливались директивно», – напоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

При этом руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин добавляет, что используемый сейчас советский административный подход подвергся еще и искажению: «Госкомпании принуждаются к написанию планов, которые потом будут контролироваться. Это даже хуже, чем было в советские годы. Потому что в советские годы планы спускались сверху. И планы были как-то связаны с потребностью государства». Эксперты единодушны в мнении, что сейчас ничто не мешает чиновникам из госкомпаний прописать в своих планах некие формальные инновации, которые никак не скажутся на качестве продукции и нужны только для галочки. Это могут быть, по словам экспертов, «инновационные шурупы» в оборудовании или «бантик на выпускаемом изделии», то есть очень условные «инновации». «Получается выхолащивание самой идеи научно-технического прогресса. Строго говоря, это похоже на циничное издевательство над президентом», – считает Делягин.

Даже советский опыт показывает, что наибольших успехов плановая экономика и наука достигли там, где проявлялась хоть какая-то конкурентная среда – это космическая и военная гонка с Западом. Так что, по мнению экспертов, задача МЭР – создание в стране конкурентной среды, в которой у бизнеса появятся стимулы для инноваций. МЭР же вместо этого предлагает контролировать исполнение бумажных планов госкомпаний. При этом, замечают эксперты, еще вопрос, как чиновники-неспециалисты будут оценивать те параметры, которые закладывают в программы «Газпром» или «РЖД».

Делягин считает, что «в нынешних условиях коррупции, монополизма и отсутствия конкуренции» административный подход к инновациям отчасти может быть оправдан, но только при условии, что именно государство формирует приоритеты и показатели развития. А оно передало функцию постановки приоритетов самим госкомпаниям. «Можно прийти к госкомпаниям и попросить у них какую-нибудь инновацию. А можно потребовать создать лампочку, которая в два раза дольше служит и потребляет энергии в пять раз меньше. Это разные подходы», – говорит Делягин. Николаев, в свою очередь, напоминает, что если бы у госкомпаний действительно была потребность в модернизации, то они давно бы пошли по инновационному пути.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Страна на пороге телевизионной революции

Страна на пороге телевизионной революции

Анатолий Комраков

Чиновники ищут, на кого свалить новый очаг внутренней напряженности

1
1554
МВФ предупредил Минск о рисках жизни без реформ

МВФ предупредил Минск о рисках жизни без реформ

Антон Ходасевич

Белоруссию спасет развитие частного бизнеса, уверены эксперты Международного валютного фонда

0
829
Банк России: сам себе прокурор и адвокат?

Банк России: сам себе прокурор и адвокат?

Никита Кричевский

Создание межведомственной комиссии - единственный на сегодня путь прекратить бесконтрольность Центробанка и решить проблему пострадавших вкладчиков

0
579
Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Илья Петров

Геополитика в поставках голубого топлива на Старый континент играет не последнюю, а иногда и первую роль

0
859

Другие новости

Загрузка...
24smi.org