0
1202
Газета Экономика Печатная версия

24.10.2011

Плановая экономика инновационного будущего

Тэги: экономика, инновации


экономика, инновации Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина возьмет под свой контроль научно-технический прогресс.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Российские чиновники пытаются насаждать инновации административными методами. С февраля 2012 года Минэкономразвития (МЭР) начинает контроль исполнения планов инноваций, которые ранее госкорпорации уже согласовали с чиновниками. Эксперты «НГ» уверены: без настоящей конкуренции возрождение «соцобязательств по инновациям» не даст заметного результата. И даже если власти выбрали директивный путь, то тогда именно государство – а не менеджеры госкомпаний – должно устанавливать приоритеты развития.

В феврале 2012 года Минэкономразвития начнет отслеживать, как российские госкомпании внедряют инновации. Мониторингу подвергнется исполнение госкомпаниями тех программ инновационного развития, которые они сами для себя прописали и согласовали с правительством.

Согласно поручению президента, госкомпании должны отчитаться о своих инновационных достижениях в марте, однако МЭР решило заранее запросить необходимую информацию. Фактически МЭР опасается, что многие компании не смогут к этому времени предоставить отчет о своих технологических прорывах. И видимо, чтобы избежать громких скандалов, ведомство хочет узнать о провалах заранее, имея в распоряжении время для корректировки ключевых параметров инновационных стратегий госкомпаний. Как пояснил в конце минувшей недели замглавы МЭР Олег Фомичев, при разработке программ компании – особенно в стратегических областях – рассчитывали на щедрую бюджетную поддержку. Но их ожидания, видимо, не оправдались в полной мере. Был принят новый бюджет, к которому потребовалась адаптация. Именно поэтому, говорит Фомичев, необходима жесткая система мониторинга, чтобы требовать от компаний выполнения тех параметров, которые они заложили в свои программы инновационного развития. В противном случае чиновники предложат руководителям госкорпораций выходить в правительство для корректировки заявленных показателей.

Сейчас, по данным ведомства Эльвиры Набиуллиной, 46 компаний с госучастием, которые производят около 20% ВВП, представили в министерство свои инновационные программы. Эти программы предполагают совокупные инвестиции в инновации в 2011 году на уровне 700 млрд. руб., из них 230 млрд. руб. будут направлены на НИОКР. К 2013 году инвестиции вырастут уже до 1,5 трлн. руб.

Кроме того, в ближайшие дни правительство окончательно утвердит своим постановлением стратегию МЭР «Инновационная Россия-2020». Согласно этой стратегии, доля промпредприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40–50% в 2020 году с примерно 9% в 2010 году; удельный вес экспорта российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок должен вырасти до 2% в 2020 году с 0,35% в 2008-м; валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП должна вырасти до 17–18% в 2020 году с 12,7% в 2009 году; доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 25–35% в 2020 году с примерно 5% в 2010 году; внутренние затраты на исследования и разработки должны возрасти до 2–3% от ВВП в 2020 году с 1,3% в 2010-м, и более половины этих затрат должно приходиться на частный сектор.

В МЭР уверены: в достижении этих показателей не последнюю роль сыграют именно госкомпании, которые должны разрабатывать собственные планы по внедрению инноваций, согласовывать их с правительством, а потом под неусыпным контролем чиновников исполнять. Напомним, в самом начале 2011 года президент Дмитрий Медведев отчитал руководителей госкомпаний за инновационную косность и неповоротливость. Как тогда заметил президент, никакого научно-технического прогресса не показали ни «Роснефть», ни МРСК, ни «Совкомфлот», ни «Аэрофлот». После этого первым программу инновационного развития разработал «Газпром». Согласно сообщениям прессы, главная цель программы «Газпрома» – технологическое лидерство в мировом энергетическом бизнесе. Для этого концерн займется снижением себестоимости продукции, экономией энергоресурсов, повышением производительности труда, разведкой месторождений углеводородов, включая освоение нетрадиционных ресурсов. Не обошлось и без технологических проектов. Например, «Газпром» планирует к 2018 году разработать собственную аэрокосмическую систему, а уже в 2016 году проводить работы с использованием методов дистанционного зондирования планеты. Также программа предполагает разработку и внедрение обитаемого подводного аппарата судового базирования и необитаемого дистанционно управляемого комплекса. За 10 лет объем инвестиций концерна составит 3 трлн. руб.

Тем самым становится очевидным, что власть пытается сделать инновационное развитие страны плановым, директивным. Главными стимулами для появления технологических или организационных новшеств будет не конкуренция – как это происходит в современной рыночной экономике, – а централизованное управление, указания президента и ведомственный контроль. Многие эксперты увидели в такой схеме копирование советского подхода, причем в не самых эффективных его формах. «В советское время существовали отраслевые министерства, которые согласовывали и утверждали те планы развития науки и техники, которые утверждались на предприятиях. Финансирование этих планов осуществлялось через единые фонды развития науки и техники по определенным нормативам, которые устанавливались директивно», – напоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

При этом руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин добавляет, что используемый сейчас советский административный подход подвергся еще и искажению: «Госкомпании принуждаются к написанию планов, которые потом будут контролироваться. Это даже хуже, чем было в советские годы. Потому что в советские годы планы спускались сверху. И планы были как-то связаны с потребностью государства». Эксперты единодушны в мнении, что сейчас ничто не мешает чиновникам из госкомпаний прописать в своих планах некие формальные инновации, которые никак не скажутся на качестве продукции и нужны только для галочки. Это могут быть, по словам экспертов, «инновационные шурупы» в оборудовании или «бантик на выпускаемом изделии», то есть очень условные «инновации». «Получается выхолащивание самой идеи научно-технического прогресса. Строго говоря, это похоже на циничное издевательство над президентом», – считает Делягин.

Даже советский опыт показывает, что наибольших успехов плановая экономика и наука достигли там, где проявлялась хоть какая-то конкурентная среда – это космическая и военная гонка с Западом. Так что, по мнению экспертов, задача МЭР – создание в стране конкурентной среды, в которой у бизнеса появятся стимулы для инноваций. МЭР же вместо этого предлагает контролировать исполнение бумажных планов госкомпаний. При этом, замечают эксперты, еще вопрос, как чиновники-неспециалисты будут оценивать те параметры, которые закладывают в программы «Газпром» или «РЖД».

Делягин считает, что «в нынешних условиях коррупции, монополизма и отсутствия конкуренции» административный подход к инновациям отчасти может быть оправдан, но только при условии, что именно государство формирует приоритеты и показатели развития. А оно передало функцию постановки приоритетов самим госкомпаниям. «Можно прийти к госкомпаниям и попросить у них какую-нибудь инновацию. А можно потребовать создать лампочку, которая в два раза дольше служит и потребляет энергии в пять раз меньше. Это разные подходы», – говорит Делягин. Николаев, в свою очередь, напоминает, что если бы у госкомпаний действительно была потребность в модернизации, то они давно бы пошли по инновационному пути.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
822
Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
1488
Шансы избежать спада пока сохраняются

Шансы избежать спада пока сохраняются

Михаил Сергеев

Самая больная точка – жилищное строительство

0
1356
России предстоит трудная шестилетка

России предстоит трудная шестилетка

Анатолий Комраков

Правительство предлагает надувать подушку безопасности

0
1148

Другие новости

Загрузка...
24smi.org