0
1908
Газета Экономика Интернет-версия

20.01.2012 00:00:00

Россияне топят грусть в спиртном

Тэги: россия, экономика, алкоголизм


россия, экономика, алкоголизм Оптимизма российским гражданам прибавляют самые разные напитки.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Уровень экономического оптимизма населения остается одним из самых низких в группе развивающихся экономик, куда входят страны БРИК, а также Турция, Египет, Саудовская Аравия и Индонезия. Как свидетельствуют опубликованные вчера данные исследования институтом Credit Suisse Research Institute (CSRI), лишь около 20% наших граждан уверенно смотрят в будущее. Среди бразильцев оптимистов почти 60%. При этом в РФ сохраняется один из самых высоких уровней потребления алкоголя.

Согласно данным ежегодно проводимых опросов, фиксирующих потребительские настроения на ближайшие 12 месяцев, в России лишь около 20% граждан надеются на улучшение своего финансового положения в ближайшие полгода, что примерно втрое меньше, чем в Бразилии.

Между тем еще год назад количество оптимистов в РФ было выше – около 24%. Исследование проводилось в России, Китае, Индии, Бразилии (БРИК), а также в Турции, Саудовской Аравии, Египте и Индонезии. Было проведено свыше 14 тыс. интервью в восьми странах с суммарным населением свыше 3,5 млрд. человек. В отчете CSRI Россия названа самым слабым кирпичом в стене (здесь обыгрывается аббревиатура BRIC – «кирпич»).

Слабость российской экономики эксперты CSRI видят не только в низком уровне потребительского оптимизма, но и в низком уровне накоплений. Уровень накоплений в России снизился за последний год с 14 до 9% от индивидуального ежемесячного дохода. Денежные накопления – удел богатых, а в России по-прежнему сохраняется значительное неравенство в доходах – пишут авторы отчета.

Кроме того, опрос показал, что в России по-прежнему сохраняется один из самых высоких уровней потребления алкогольных напитков. «Популярность пива в России сопоставима с Китаем и Бразилией, однако потребление крепких алкогольных напитков на сегодняшний день является самым высоким», – говорится в материалах исследования. Около 66% российских респондентов покупали пиво за последние три месяца и 49% опрошенных покупали за этот же период крепкие алкогольные напитки.

По мнению опрошенных «НГ» аналитиков, наше население, хоть и привыкло к разного рода кризисам, настроено традиционно пессимистично. Так, аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что слабая потребительская уверенность в России связана с тем, что население сейчас находится в ожидании повторения кризисного времени вместе с высоким уровнем инфляции. Которая, хоть и снижается, остается довольно высокой, тем более потребительская. «Реальные доходы населения могут упасть, поэтому потребители опасаются снижения уровня накоплений, – уточняет он. – К тому же существует опасность новой волны банкротств и роста безработицы в стране». «Улучшиться показатель оптимизма может только в случае снижения инфляции, а также стабильных темпов экономического роста», – считает Сафонов.

В свою очередь, эксперт компании БКС Богдан Зыков говорит о том, что объяснять низкий уровень оптимизма, который из года в год демонстрируют российские граждане, можно по-разному. «Первое, что приходит в голову, – это холодный климат, – считает он. – Если сравнивать Россию с Бразилией, Индией и Китаем, то налицо более северное расположение страны, что, вероятно, сказывается и на менталитете ее граждан. Этот же фактор, возможно, влияет и на культуру потребления алкоголя».

Впрочем, есть и более материальные объяснения, уточняет аналитик. В частности, экономическое и политическое развитие в стране. «Исправить ситуацию можно только комплексно, улучшая инфраструктуру, делая налоговые послабления, борясь с коррупцией, проводя судебную и политические реформы – одним словом, улучшая жизнь в России», – уверен он.

Какого изменения материального положения вы ожидаете в ближайшие полгода, доля ответов в %
Страна Улучшится Не изменится Ухудшится
Россия 24 67 8
Бразилия 58 37 5
Индия 43 50 7
Китай 40 51 9
Саудовская Аравия 36 60 4
Индонезия 34 63 3
Египет 25 51 24
Турция 16 72 12
Источник: Credit Suisse Research Institute

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
662
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
819
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
647
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
761

Другие новости