0
1814
Газета Экономика Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Перспективы потребления в России – наихудшие из стран БРИКС

Тэги: экономика, потребление, финансы


экономика, потребление, финансы Высокие темпы роста потребительского сектора остаются в прошлом.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

Крупнейшие мировые компании потребительского сектора не ожидают значительного увеличения своих доходов в России. Перечисляя страны, где в ближайшие два года возможен бурный рост в торговле, пищепроме и производстве товаров широкого потребления, лишь 6% предпринимателей вспомнили Россию. Это наихудший показатель среди стран БРИКС. В том же опросе США с Канадой, Китай и Бразилию назвали соответственно 44%, 24% и 19% бизнесменов. Такие результаты опроса ведущих мировых компаний опубликовала в конце недели компания KPMG. В качестве основных рисков для бизнеса в нашей стране иностранцы называют политическую и экономическую нестабильность. Российские аналитики считают опасения иностранцев слишком преувеличенными.

Исследование KPMG «Превращение глобальных рисков в возможности» (Turning Global Risk into Opportunity) основано на опросах руководителей финансовых подразделений 350 ведущих мировых компаний розничной торговли, пищевой промышленности и производителей товаров широкого потребления, которые состоялись в декабре 2011 года. Несмотря на прогнозируемый медленный рост в США и Канаде, 43,6% респондентов полагают, что в ближайшие два года именно на рынках этих стран будут существовать оптимальные возможности для роста, а Китай и Бразилия будут занимать соответственно второе (23,6%) и третье (19,1%) места. В пользу России высказались 6,1% респондентов.

«Среди факторов привлекательности российского рынка товаров широкого потребления респонденты называют емкость рынка, потенциал экономического роста, относительную стабильность покупательской способности населения и высокий интерес к новой продукции», – говорит руководитель группы по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ Георгий Патарая. По его словам, конкуренция на российском рынке будет только усиливаться». Большинство респондентов из России считают, что рост их выручки в 2012 году в среднем будет соответствовать росту отрасли в целом. При этом падения выручки по сравнению с показателями предыдущего года предприниматели не ожидают. А в качестве основных источников риска для своего бизнеса в России они рассматривают политическую и экономическую нестабильность.

«Скромные оценки России, вероятно, связаны с неверием в возможность модернизации нашей экономики. Поскольку новых источников роста доходов в России не прогнозируется, то объем потребительского рынка будет привязан в основном к ситуации в топливно-энергетическом секторе, где потенциал роста уже исчерпан», – рассуждает гендиректор компании «Развитие» Виктор Кухарский. «Не слишком высокие прогнозируемые темпы роста потребления, на мой взгляд, обусловлены невысокими темпами роста экономики в целом», – признает управляющий активами компании «Агана» Сергей Мурафер.

Но невысокие оценки российских перспектив разделяют далеко не все отечественные экономисты. «В России не так много крупнейших иностранных компаний работает в потребительском секторе, а если и работают, то доля рынка у них не очень большая. При этом, например, крупнейшие российские ритейлеры в 2012 году могут показать темпы роста выручки на уровне 20–30%. Иностранные компании, на мой взгляд, слишком сильно переоценивают политические риски», – рассуждает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. «Проводимые за границей опросы в отношении России, как правило, необъективны. Радужные надежды в отношении экономики США скорее всего формируются под влиянием предвыборной политической кампании в США», – отмечает гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. «За 2011 год оборот розничной торговли вырос на 7,2% до 19 триллионов рублей. А в 2010 году оборот вырос на 6,3% к 2009 году. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику роста», – напоминает аналитик компании «Русс-инвест» Мария Шишкина. Тем не менее, по ее словам, участники рынка все же отмечают, что потребительская активность снижается.

«Ухудшение макроэкономических условий уже повлияли в 2011 году на показатель среднего чека. Многие крупные ритейлеры не выполнили свои планы по выручке. Зафиксировано снижение посещаемости у сетей ресторанов. На фоне экономических проблем в США и в еврозоне потребитель предпочитает сберегать, а не тратить. Поэтому опасения предпринимателей в части макроэкономических факторов кажутся обоснованными, – отмечает Шишкина. – Если говорить о политических угрозах, то тут, на мой взгляд, западные игроки преувеличивают. Россия уже несколько лет находится в условиях политической стабильности, и вряд ли мартовские выборы в корне что-либо изменят». Но политические риски – это не только угроза национализации. «К политическим рискам можно отнести и риски усиления регулирования сектора, а также возможного повышения налогового бремени на бизнес – ставок страховых взносов, НДС и других налогов, что особенно заметно скажется на ритейле», – возражает аналитик «ТКБ Капитал» Наталья Колупаева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
590
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
990
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
715
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
385

Другие новости