0
1877
Газета Экономика Интернет-версия

12.09.2012 00:00:00

Автохлам остается без рециклинга

Тэги: автомобиль, утилизация, сбор


автомобиль, утилизация, сбор Брошенные автомобили становятся привычным элементом городского пейзажа.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

С начала сентября ввозимые в Россию автомобили обкладываются утилизационным сбором. Суммы взимаются приличные – до нескольких сот тысяч рублей за грузовик или мощный суперкар. Однако полноценная система утилизации в стране фактически отсутствует. Не принят даже необходимый техрегламент. Нет в России и предприятий, работающих в режиме рециклинга, который обеспечивал бы круговорот «производство–потребление» всех компонентов машин.

Почти в каждом городском дворе можно наблюдать автомобили, поставленные, что называется, на вечный прикол. Эти явно брошенные машины уже не подлежат восстановлению. Подобному автохламу по логике прямая дорога на утилизацию. Но у хозяев авто, видно, руки не доходят, а у местных властей нет полномочий – пока на машине есть госномера, она чья-то собственность.

Утилизационный сбор, будь он взыскан при покупке автомобиля, снял бы эти проблемы. Однако то, что стало правилом во многих странах, для России пока экзотика. Так называемый утилизационный сбор на новые и подержанные транспортные средства, ввозимые из-за границы или произведенные на территории РФ, введен с 1 сентября текущего года. Это решение эксперты считают протекционистским, компенсирующим потери бюджета от снижения импортных пошлин на автомобили с 30 до 25% в результате вступления нашей страны в ВТО.

Базовая ставка утилизационного сбора за новую легковую машину составляет 20–45 тыс. руб., за грузовую – от 150 до 400 тыс. руб. Минпромторг рассчитал коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей: с объемом двигателя не более 1,3 литра – 0,5, с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра – 1, свыше 3,5 литра – 3,5. Импорт автомобилей в Россию достигает внушительных объемов. В частности, в январе–июле 2012 года, по данным ФТС, ввоз легковых иномарок вырос на 17,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 626,8 тыс. машин. Это гарантирует постоянное наполнение казны за счет утилизационного сбора.

Но эти деньги должны быть потрачены по целевому назначению – на создание современных, отвечающих высоким экологическим стандартам предприятий, специализирующихся на утилизации машин. В идеале эти предприятия должны работать в режиме рециклинга – возвращения 100% автомобильных отходов в круговорот «производство–потребление». Тема актуальна. Составные части списанных в утиль машин являются ценным вторсырьем. Обычная легковушка на 75% состоит из металлов и сплавов, на 25% из пластмассы, резины, стекла и других материалов. Представитель столичной компании, занимающейся утилизацией автохлама, признался «НГ», что дело это не очень прибыльное. Накладных расходов много, между тем тонна металлолома идет по цене 5–6 тыс. руб. На рынке есть спрос и на бэушные покрышки, которые измельчают, добавляют в асфальт, что улучшает качество дорожного покрытия. Но многие автокомпоненты, например автомобильные сиденья, остаются невостребованными. Им место только на свалке.

Со своей стороны, исполнительный директор независимого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин напомнил, что ежегодно в России из эксплуатации выводится 1,2–1,3 млн. автомобилей, из которых утилизируется лишь незначительное количество. В частности, в Московском регионе, считающемся в этом отношении благополучным, из 300 тыс. отправляемых на свалку машин перерабатывается в лучшем случае половина. Утилизационный сбор, введенный с 1 сентября текущего года, автоматически не решает проблем, считает Коровкин. Массовый вывод машин из эксплуатации, по которым такой сбор уплачен, начнется лет через семь-восемь, если не через 10. К этому времени в России должны появиться производственные мощности, обеспечивающие полную утилизацию машин. Сейчас же нет даже нормативного документа – Минпромторг обещает разработать до конца года соответствующий техрегламент. Предприятия, намеренные участвовать в этой программе, проходят регистрацию. В списке их уже более 80.

«Система утилизации отходов автопрома в России только создается. В Европе это большая отрасль, добавляющая несколько процентов к ВВП», – говорит директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса компании «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Чтобы выйти на мировой уровень, требуется строить новые предприятия по разборке, сортировке и переработке отходов от транспортных средств. Источником инвестиций должны стать поступления от утилизационного сбора. Его введение не самым лучшим образом скажется на ценах на многие автомобили. «Однако нет худа без добра. Вероятно, что это решение послужит импульсом для создания отрасли по переработке и утилизации старых транспортных средств в России», – подчеркнул Шапаранюк.

Гендиректор компании AsstrA Transport Олег Гребенько подтверждает – грузовые автомобили уже подорожали. Например, на седельный тягач от 12 до

20 тонн полной массы ставка таможенной пошлины была и осталась 5% от таможенной стоимости, но теперь к ней добавился утилизационный сбор – 220,5 тыс. руб. «Подорожали грузовики – как импортируемые из-за рубежа, так и собранные в России. На вторичном рынке также ожидается повышение цен», – пришел к неутешительному выводу Гребенько.

Между тем авторитетные экономисты уверены, что для устойчивого развития автомобильной отрасли в России необходима жизнеспособная и самоокупающаяся утилизационная инфраструктура. Такого мнения, в частности, придерживается партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. «Сегодня у частного бизнеса пока нет стимула строить необходимую утилизационную инфраструктуру, а у автовладельцев нет стимула ей пользоваться», – говорит Стенли Рут. Эксперт приводит пример открытого в Турции в 2011 году утилизационного (шредерного) завода, способного утилизировать 100 тыс. автомобилей в год. Затраты на строительство этого завода составили около 20 млн. долл. «Если в России в течение следующих 10 лет из эксплуатации ежегодно будут выбывать около 3 миллионов легковых автомобилей, то стране потребуется 30 таких заводов, как в Турции, чтобы утилизировать это количество автомобилей», – говорит Стенли Рут. По его словам, грубой оценкой инвестиций, которые необходимо потратить на строительство утилизационной инфраструктуры, можно считать сумму в 2 млрд. долл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
890
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1503
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1091
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
580

Другие новости