0
1960
Газета Экономика Печатная версия

20.02.2013 00:00:00

Платежи и госуслуги не уместились на электронной карте

Тэги: центробанк, электронная карта


центробанк, электронная карта Глава ЦБ Сергей Игнатьев объясняет Совету Федерации, что случилось с национальной платежной системой.
Фото Reuters

Сегодня в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» должен выступить председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Сенаторы ждут отчета об исполнении Закона «О национальной платежной системе». Несложно предугадать, что оценки прозвучат неутешительные – один из амбициозных проектов, инициированных Дмитрием Медведевым во время его президентства, сегодня явно буксует. Одновременно отложено и массовое внедрение универсальных электронных карт (УЭК), которые должны были стать и удостоверением личности, и инструментом для расчетов. Формально проект пересматривается из-за отсутствия денег в региональных бюджетах.

Случайность или нет, но накануне доклада Сергея Игнатьева в Совфеде о национальной платежной системе (НПС) прошла пресс-конференция руководства Минкомсвязи, где была подтверждена отмена массовой выдачи гражданам универсальных электронных карт. Ответы на вопросы дал вчера глава федеральной уполномоченной организации «УЭК» Алексей Попов. Он, в частности, подтвердил, что выдача УЭК останется для граждан бесплатной. Из этого следует, что федеральные власти как минимум не списали проект в архив. Более того, в 2013 году по плану выпустят 3,5 млн. карт. Причем весной, по словам Попова, следует ожидать вступления в силу нормы закона, которая запретит выпуск новых социальных карт. Случится ли это в действительности – покажет время.

Ну а сейчас москвичи, желающие получить УЭК, распределяются между Сбербанком и органами соцзащиты именно по социальному признаку: Сбербанк – для работающих, собесы – для пенсионеров.

Создание НПС и введение УЭК – вещи взаимосвязанные. Это две составные части проекта, предложенного несколько лет назад Дмитрием Медведевым. Массовое внедрение универсальных карт должно было стать опорой для национальной платежной системы. Сегодня же отсутствие национальной платежной системы во многом подрывает саму идею УЭК. Напомним, НПС предполагает наличие операторов по переводу денежных средств в России. Это реальная альтернатива, а значит, и конкурент международным платежным системам (МПС) Visa и MasterCard, на долю которых в настоящее время приходится до 85% рынка банковских карт в РФ.

Принципиальный момент – закон обязывает операторов услуг использовать платежную инфраструктуру только на территории РФ, причем информация о внутренних платежах не должна передаваться за рубеж. В свою очередь, представители МПС обязаны были бы создать в нашей стране специальные процессинговые центры.

Авторы проекта НПС ставили цель обеспечить практически всех россиян банковско-социальными картами. В результате удалось бы решить целый ряд задач. Первое – обеспечить широкомасштабное функционирование на национальном уровне независимой от МПС структуры расчетов по пластиковым картам. Это позволило бы избежать ситуации, когда VISA и MasterCard по собственному усмотрению способны в любой момент блокировать электронные платежи на территории России. Второе – реализовать социальную функцию, то есть использовать УЭК в качестве основы для предоставления госуслуг в электронном виде. Третье – за счет массового охвата населения осуществить переход от использования наличных денег к полнофункциональным безналичным расчетам за товары и услуги.

Такая «карточная революция» была намечена на 2013–2014 годы. Регионы с 1 января текущего года должны были начать выдавать УЭК гражданам по заявлению, и это действительно началось. А с 1 января следующего года карты должны были получить все россияне, кроме тех, кто официально отказался. Однако массовая выдача УЭК через год едва ли начнется.


Глава Минкомсвязи Николай Никифоров объясняет, почему не удалось реализовать проект универсальных электронных карт.
Фото РИА Новости

Впрочем, и прежде сроки переносились: с 1 января 2012 года на 1 января 2013 года. Любопытно, что среди причин пробуксовки проекта УЭК провал создания национальной платежной системы чиновники не называют. В ходу одно объяснение – у регионов нет на выпуск карт денег. Изначально предполагалось, что субъекты Федерации бесплатно получат всего 150 тыс. карт, а в дальнейшем должны будут самостоятельно нести расходы, которые достаточно обременительны для дотационных территорий. Так, расходы на выпуск одной карты изначально заявлялись на уровне примерно 500 руб. Если в области живут 2 млн. человек, затраты могли составить порядка 1 млрд. руб. Вчера Попов уточнил – себестоимость УЭК не превышает 280 руб. Впрочем, даже с учетом «дисконта» у большинства территорий денег на это физически нет.

Сегодня, по словам Попова, возникают сложности при обязательной выдаче карт с 1 января 2014 года. Так, по его словам, нет баз данных, где бы размещались фотографии и образцы подписей граждан РФ. В свою очередь, глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил на пресс-конференции во вторник, что вопрос внесения изменений в 210-й федеральный закон в части исключения статьи, которая с 1 января 2014 года предписывает обязательную выдачу универсальной электронной карты, следует увязывать с законопроектом о выдаче электронных паспортов гражданам РФ. Министр сообщил, что планируется использовать наработки УЭК в этих электронных паспортах.

При этом Попов объяснил, что УЭК выдаются всего на пять лет, и с истечением срока их действия новые подобные карты выдаваться уже не будут, поскольку их частично заменят электронные паспорта.

Директор департамента карточных технологий Росбанка Андрей Грачев напомнил, что закон о НПС принимался очень непросто. «Но сегодня достигнут консенсус, определены основы функционирования платежной системы. По сравнению с тем, что было до принятия закона, безусловно, это шаг вперед», – считает эксперт. А вот относительно УЭК мнение Грачева неоднозначное – специалисты с самого начала высказывали сомнения по поводу этого проекта. «Решение совместить на одном носителе идентификационное и платежное приложение создает массу рисков для держателя карты в случае ее утери или изъятия, например, банкоматом. Кроме того, отсутствуют четкая технологическая стратегия и внятные коммерческие условия для присоединения потенциальных игроков. Большинство коммерческих банков по-прежнему не видят для себя экономической выгоды от участия в УЭК и занимают выжидательную позицию по отношению к этому проекту», – пояснил Грачев. А без наличия критической массы игроков инфраструктура не заработает. К тому же социальные функции УЭК уже решаются в рамках альтернативных проектов с использованием карт – либо идентификационных, либо социальных, резюмировал эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

0
144
Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

0
157
В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

0
222
Гражданское общество проверяют со всех сторон

Гражданское общество проверяют со всех сторон

Иван Родин

Соцопросы показали небольшой рост персональной политизации

0
366

Другие новости

Загрузка...
24smi.org