0
3248
Газета Экономика Интернет-версия

17.06.2013 00:01:00

Чиновникам не с руки реализовывать «дорожные карты»

Тэги: экономика, бизнес, бюрократия


экономика, бизнес, бюрократия Гендиректор АСИ Андрей Никитин планирует усилить контроль над исполнением стратегических документов. Фото с официального сайта АСИ

У российской бюрократии не доходят руки до полноценной реализации «дорожных карт» по улучшению делового климата в стране. Это и неудивительно, ведь по большому счету многим чиновникам невыгодно сокращать административное и коррупционное давление на бизнес. Агентство стратегических инициатив (АСИ) указало на проблемы с исполнительностью правительства. Эксперты уверены, что реализация карт будет зависеть от политической воли президента, который прописал в своих поствыборных указах улучшение условий для ведения бизнеса в РФ. Но главная проблема в том, что, даже если эти карты и будут реализованы в срок, заложенные в них улучшения все равно окажутся недостаточными. 

В минувшую пятницу на конференции в Москве АСИ пожаловалось на то, что структуры правительства задерживают реализацию ряда «дорожных карт», сообщило РИА Новости. «Есть карты, по которым неисполнение равно почти 100%. Например, по строительству. Это значит, что срок принятия необходимых решений нарушен, и документ находится либо в аппарате правительства, либо в Госдуме», – пояснил гендиректор АСИ Андрей Никитин. По его мнению, главная причина пробуксовки – «низкий уровень контроля за «дорожными картами» со стороны аппарата правительства». Никитин сослался на одного федерального чиновника, который рассказал, что, хотя документы в правительстве и подписывали, на самом деле никто не вникал в подробности, потому что не верил, что это всерьез. По оценкам АСИ, наиболее ответственный подход к делу продемонстрировала Федеральная таможенная служба. 

Наблюдательным советом АСИ было одобрено девять «дорожных карт», они предполагали проведение 400 мероприятий по улучшению делового климата до 2018 года. В мае этого года должны быть реализованы уже 126 мероприятий. Однако, по данным АСИ, из них «выполнены в срок менее половины – 46%». 

На этом фоне возникают сомнения в исполнимости одного из поствыборных указов президента Владимира Путина об улучшении положения России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business). В указе было прописано, что Россия должна подняться в рейтинге со 120-й позиции в 2011 году до 50-й в 2015-м и 20-й в 2018 году. Пока что Россия в этом рейтинге находится практически в самом конце списка по таким пунктам, как «Получение разрешений на подключение к системе энергоснабжения» (184-е место из 185) и «Получение разрешений на строительство» (178-е место). Так, чтобы подключиться к электросетям, в РФ надо пройти 10 процедур, затратив 281 день, цена вопроса – 1574% дохода на душу населения. А в Европе и Центральной Азии потребуется пройти семь процедур сроком 153 дня, цена вопроса – 628% дохода на душу населения. В странах – участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда стремится попасть РФ, речь идет уже о пяти процедурах, 98 днях и 93% дохода на душу населения. Чтобы начать новое строительство, в РФ нужно пройти 42 бюрократические процедуры, затратив на них 344 дня. А в Европе и Центральной Азии – 19 процедур сроком 226 дней, в странах ОЭСР – 14 процедур за 143 дня. Справедливости ради стоит отметить, что наиболее очевидные улучшения Россия достигла в вопросах администрирования налогов, подскочив сразу на 30 позиций вверх – до 64-го места.
АСИ планирует в ближайшее время усилить контроль над исполнением «дорожных карт». Никитин призвал прислушиваться именно к мнению бизнеса, а не к министерским и иным отчетам об успехах: «Если бизнес говорит, что пункт «дорожной карты» не выполнен, никакие другие мнения приниматься в расчет не должны». 

О том, что «дорожные карты» пока не влияют должным образом на текущее положение дел, говорилось уже много раз и на самом разном уровне, в том числе на уровне главы государства. Еще в ноябре прошлого года на заседании наблюдательного совета АСИ Путин высказал свое недовольство тем, что «бумаги подписаны, совещания проведены, а предприниматели мало что видят, мало что меняется на деле». 

Примерно об этом же говорил и глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. На прошлой неделе на совещании правительства он отметил, что если все запланированные на этот год мероприятия будут реализованы в срок, то Россия сможет подняться на 50-е место в рейтинге Doing Business уже по итогам 2013 года. Ключевое слово тут – «если». Белоусов при этом указал на «низкий уровень исполнительской дисциплины», реализация «дорожных карт» не находится на контроле аппарата правительства. «Если вся эта система не будет замыкаться ответственностью на уровне аппарата правительства, она работать не будет», – уверил Белоусов. Премьер Дмитрий Медведев к рекомендациям министра усилить контроль прислушался. 

Обсуждаемые «дорожные карты» – это продолжение майских указов Путина и его прошлогоднего декабрьского Послания, напомнил в беседе с «НГ» председатель комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. Поэтому успехи реализации «дорожных карт» будут зависеть исключительно от президента, считает эксперт: «Если Путин по-прежнему будет регулярно – условно говоря, раз в месяц – смотреть за исполнением этих карт, если он поставит себе это в качестве самого важного приоритета, то тогда карты будут реализованы». 

Однако Данилов-Данильян обратил внимание на то, что на самом деле, даже если «дорожные карты» и будут реализованы в срок, улучшения для бизнеса все равно окажутся недостаточными. «Например, «дорожная карта» по строительству была принята в очень слабом варианте. Бизнес хотел гораздо большего. И после того как будет исполнено то, что написано в этой «дорожной карте», бизнес тут же поставит вопрос о новой карте по строительству, – предупреждает он. – И так будет фактически с каждой картой. И с картой по конкуренции, и с другими».
Однако эксперт все же не согласился с тезисом, что сейчас бизнес не ощущает практически никаких позитивных изменений от «дорожных карт». «По некоторым направлениям есть реальные улучшения. Но в ряде случаев, как, например, в случае с картой по строительству, действительно больше не сделано, чем сделано», – пояснил Данилов-Данильян.
Добавим, что пробуксовка с реализацией «дорожных карт» в каком-то смысле неудивительна. Ведь на самом деле снижать административное и коррупционное давление на бизнес многим чиновникам вовсе не выгодно.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1013
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1724
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1249
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
706

Другие новости