1
5649
Газета Экономика Интернет-версия

28.08.2013 00:01:00

Российские дороги не спасли страну от экономических бед

Транспортная инфраструктура отпугивает инвесторов

Тэги: экономика, дороги


экономика, дороги Фото Reuters

Правительство обсудило вчера транспортную стратегию до 2030 года. Минтранс похвалился эффективной реализацией документа. Однако чиновники упускают из виду, что главные цели стратегии – экономический рост и стимулирование инвестиций за счет развития инфраструктуры – до сих пор не достигнуты. Не привлекли особых частных инвестиций и такие проекты, как Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), железнодорожное сообщение Москва–Казань, Транссиб, БАМ. Основным источником финансирования становятся в любом случае бюджетные деньги и резервы страны. Примечательно, что менее года назад сами министры очень критиковали транспортную госполитику, говорили об упадке дорожного строительства, о том, что плохие дороги отпугивают бизнес. А ведь с тех пор мало что изменилось.

Из-за последних событий на Дальнем Востоке правительство перенесло свое очередное заседание с четверга на вторник. Оно в ускоренном режиме обсудило вчера проблемы транспортной инфраструктуры, а потом отдельные министры отправились на Дальний Восток, как того потребовал президент Владимир Путин. На заседании обсуждалась реализация принятой в 2008 году Транспортной стратегии. Главная цель стратегии – «формирование единого транспортного пространства России». «Это позволит обеспечить динамичный рост экономики России, социальное развитие и укрепление связей между ее регионами, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики, рост предпринимательской и деловой активности», – поясняет документ.

Премьер Дмитрий Медведев вчера подчеркнул, что «планы развития транспортного комплекса должны увязываться с планами развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, и, конечно, они должны учитывать потребности регионов, включая формирование крупнейших городских агломераций». Необходимо создавать конкурентоспособные транспортные коридоры с высокой пропускной способностью. «Неплохие перспективы имеет и освоение таких специфических путей, как Северный морской путь, коммерческое использование соответствующего направления», – уточнил Медведев.

«Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики», – отчитался, в свою очередь, министр транспорта Максим Соколов. За время реализации стратегии построено и реконструировано 24 тыс. км автомобильных дорог федерального и регионального значения, а отремонтировано около 140 тыс. км. Развивается система авиа- и железнодорожного сообщения, морских торговых портов. Министр сыпал цифрами: «Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35%, достиг 2,7 трлн. тонно-километров. Докризисный уровень 2008 года превышен почти на 4%. Пассажирооборот превысил почти 530 млрд. пассажиро-километров».

Однако стратегический документ будет корректироваться. Минтранс готовит новую версию стратегии с учетом последних экономических изменений. Видимо, главный фактор, который теперь ляжет в новую версию, – это сползание российской экономики в рецессию. Ведь пока что развитие транспортной инфраструктуры не простимулировало ни экономического роста, ни инвестиционной активности. Да и само это развитие вряд ли можно назвать удовлетворительным.

Так, о провале транспортной госполитики ранее говорили даже сами министры. Поводом для этого, в частности, был случившийся зимой прошлого года коллапс на трассе М10 «Россия», которая соединяет две столицы. Из-за снегопадов на трассе образовалась многокилометровая пробка. В течение нескольких дней власти не могли решить эту проблему. Движение парализовало, снегоуборочная техника не выезжала, съехать с трассы было практически невозможно. Недовольство граждан росло на глазах. Грузоперевозчики теряли в пробке драгоценное время, которое тут же конвертировалось в деньги (см. «НГ» от 06.12.12). Экономический ущерб был налицо.

Андрей Белоусов, возглавлявший тогда Минэкономразвития, обрушился с неожиданной критикой на государственную транспортную политику. По его словам, пропускная способность автодорог в России падает, дорожное строительство сокращается. Так, в СССР ежегодно вводилось 10–12 тыс. км дорог общего пользования, в середине 90-х годов ввод дорог сократился до 6–7 тыс. км в год, сейчас он не превышает 2 тыс. км в год. «Сегодняшнее состояние автомобильных дорог со стопроцентной вероятностью будет обесценивать усилия по улучшению инвестиционного климата, – подчеркивал Белоусов. – У нас есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довезти продукты питания в срок до места потребления».

Частные инвестиции в транспортной сфере – большая редкость. Пока что основной источник финансирования строительства дорог – федеральный бюджет и резервы. Даже сейчас новая образцовая стройка страны – ЦКАД – будет финансироваться лишь на четверть за счет инвесторов. Половину общей сметы проекта профинансируют за счет Фонда национального благосостояния, в котором аккумулированы пенсионные накопления. И оставшуюся четверть – за счет федерального бюджета (см. «НГ от 13.08.13). Наблюдатели соглашаются: в этой отрасли все инвесторы так или иначе аффилированы с государством.

Эксперты подчеркивают: нельзя сказать, что в сфере развития дорожно-транспортного комплекса ничего не делается, просто делается далеко не все, что нужно. «Изменения есть. В частности, в Москве они достаточно заметные. Однако в масштабах такой страны, как наша, этих изменений явно недостаточно, чтобы ощутить существенный экономический эффект, – комментирует ситуацию гендиректор City Express Алексей Кичатов. – О чем можно говорить, если треть сел и деревень в России не имеют дорог с асфальтовым покрытием?» «Качество дорог постепенно ухудшается, чем дальше отъезжаешь от МКАД. При этом на строительство дорог в России выделяются неплохие деньги», – замечает управляющий партнер «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский. Часть выделяемых средств традиционно расходуется нецелевым способом. Достаточно вспомнить недавние скандалы с завышенными сметами строительства дорог.

В качестве своих приоритетных проектов государство рассматривает далеко не все перспективные направления. «ЦКАД и высокоскоростная магистраль – это, конечно, хорошо. Но с экономической точки зрения более перспективным выглядит проект транспортного коридора Европа–Китай, который дал бы возможность значительно ускорить транзит китайских товаров в Европу и принес бы России хорошие дивиденды. Возможно, именно этот проект стоило объявить приоритетным», – считает Алексей Кичатов.

Руководитель направления «Инновации» Русской школы управления Константин Тютюнов нашел свое объяснение тому, почему дорожное строительство пока что по-настоящему приоритетным для властей не является. По его словам, куда перспективнее и с точки зрения чиновников, и с точки зрения бизнеса вложения в развитие трубопроводного транспорта: «Мимо трубопровода производители не смогут доставлять нефть и газ». А в дорожном строительстве окупаемость и востребованность построенной трассы вовсе не гарантированы, причем даже в том случае, если сделать новую дорогу платной, как, например, планируется поступить с будущей ЦКАД. Тютюнов сослался на опыт Португалии, где строительство платных дорог привело к парадоксальному снижению экономической активности: и население, и бизнес просто перестали пользоваться такими дорогами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Денег все меньше, и  дальше будет только хуже

Денег все меньше, и дальше будет только хуже

Анастасия Башкатова

Ускорение инфляции и рост налогов ударили по кошелькам россиян

0
2041
Экспорт российских вооружений оказался под угрозой

Экспорт российских вооружений оказался под угрозой

Михаил Сергеев

0
745
Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
1094
Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
2001

Другие новости

Загрузка...
24smi.org