0
6063
Газета Экономика Интернет-версия

13.12.2013 00:01:00

Россия застряла в переходном возрасте

Тэги: экономика, реформы


экономика, реформы Банкиры оценили успехи реформ в 30 странах с переходной экономикой. Фото с сайта www.wecf.eu

Проведение масштабных структурных реформ в большинстве развивающихся стран – в том числе в России – приостановилось. И это уже долгосрочная тенденция. Такой вывод можно сделать из ежегодного доклада Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В нем проанализирован опыт реформ 30 стран Европы и Азии, в которых начался, но так и не завершился переходный период. По уровню развития Россия оказалась посередине между более успешными центральноевропейскими государствами и менее успешными центральноазиатскими.

Вчера в Москве при поддержке Фонда Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы был презентован доклад Европейского банка реконструкции и развития о 30 застрявших в переходном периоде странах Европы и Центральной Азии. В списке есть и Россия.

Анализируя ситуацию в российской экономике, специалисты ЕБРР сначала назвали для страны три главных события уходящего года. Первое – замедление роста ВВП РФ с 3,4% в 2012-м до 1,4% в первой половине 2013-го. Второе – новая госпрограмма развития сельского хозяйства, которая синхронизирует инструменты господдержки агросектора с требованиями Всемирной торговой организации. Третье – создание на базе Центробанка мегарегулятора.

Также важным шагом на пути к проведению структурных реформ европейские эксперты посчитали введение в России бюджетного правила, которое увязывает общий объем федеральных расходов со средней ценой на нефть за последние пять лет и направляет излишки экспортных доходов в резервы. К существенным переменам – правда, необязательно позитивным – приведет и очередная пенсионная реформа.

По оценкам ЕБРР, Россия оказалась где-то посередине между наиболее успешными европейскими странами, которые еще не стали развитыми, но близки к этому, и менее эффективными странами постсоветского пространства – прежде всего Центральной Азии, – которые лишь в самом начале переходного периода и недалеко ушли от плановой экономики. В группе лидеров среди развивающихся стран оказались Хорватия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения и др. В группе аутсайдеров – Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Белоруссия.

Анализ велся по таким параметрам, как уровень развития аграрного сектора, промышленности, недвижимости, а также энергетики с учетом состояния природных ресурсов, качество транспортной, дорожной, коммунальной инфраструктуры, самочувствие банковского сектора, условия для страховой, финансовой, инвестиционной деятельности и т.п. Лишь в редких случаях Россия могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.

Но в целом говорить о том, что в стране проводятся масштабные структурные реформы, которые уже сегодня помогают диверсифицировать экономику, вывести институты на новый уровень, – не приходится. И в этом смысле Россия вовсе не одинока, потому что в большинстве проанализированных стран серьезных структурных реформ тоже не проводилось начиная с середины нулевых годов. Лишь единицы улучшали положение национальной индустрии – это, согласно исследованию ЕБРР, прежде всего Литва. Развивали транспортную и коммунальную инфраструктуру – Казахстан, Киргизия, Словакия, Румыния. Улучшали условия для финансовой и инвестиционной деятельности – Хорватия, Словения, Эстония и др. При этом были случаи, когда страны, наоборот, принимали такие решения, которые откатывали их назад. В Албании, Болгарии, Венгрии ухудшилась ситуация в электроэнергетике; в Эстонии – в транспортной сфере; в Польше – в финансовом секторе.

Завершая свой анализ, европейские аналитики перечислили несколько приоритетов для России на 2014 год. В принципе ничего нового европейцы нам не посоветовали. Говорилось о необходимости создания благоприятных условий для инвестиций, повышения прозрачности, диверсификации. Также европейцы посоветовали повысить доверие участников рынка к бюджетному правилу, ускориться с приватизацией госактивов.

Опрошенные эксперты подтвердили, что в России есть определенные препятствия на пути развития. «России мешают проводить реформы стабильно высокие цены на нефть, которые обеспечивают наполнение бюджета, дают работу подрядчикам нефтяных компаний и через перераспределение бюджета обеспечивают занятость в инфраструктурных проектах», – поясняет председатель всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров» Артем Аветисян. Хотя изменения к лучшему все же есть, и их замечает и мировое сообщество, пример чему – улучшение положения России в рейтинге Doing Business за счет совершенствования налогового администрирования и сокращения некоторых барьеров. Помимо приватизации необходимо создать непредвзятую судебную систему и снизить давление чиновников на частный бизнес, добавляет Аветисян.

Однако часть экспертов обратили внимание на размытость понятия «развитая страна» и на некоторую предвзятость оценок – в том числе и европейских аналитиков. «Каждый международный институт может выдвинуть свои критерии «развитых» и «неразвитых». Раньше размер экономики или ВВП был основанием «зачисления» в развитые страны. В последнее время появилась тенденция учитывать инновационность, демократичность, уровень жизни. Непостоянство правил может сделать эту гонку определений бесконечной», – замечает руководитель направления «Инновации» Русской школы управления Константин Тютюнов.

При этом эксперт предупредил, что структурные реформы не только облегчают жизнь бизнесу и населению, но и нередко оборачиваются прямыми убытками для некоторых предприятий, негативными временными изменениями на рынках. Структурные реформы – это лекарство, у которого могут быть болезненные побочные действия, что, однако, не отменяет необходимости их проведения.

«Нужно понимать, что оценки ЕБРР в большинстве случаев отражают не реальное состояние экономики, а меру ее соответствия определенным экономическим установкам. Несколько упрощая, можно это описать так: жесткое и централизованное управление какой-то отраслью для ЕБРР – абсолютное зло. Децентрализация и приватизация – абсолютное добро независимо от того, как это скажется на эффективности и конкурентоспособности данного сегмента экономики», – поясняет гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. По мнению эксперта, тот факт, что в анализируемых странах приостановились структурные реформы, неудивителен, он отражает «нежелание элит подвергать свою экономику ненужному риску, дезорганизуя те отрасли, которые и без того несут золотые яйца». Однако эксперт признает, что проведению важных для России реформ «мешает сложившаяся система власти и собственности». Необходимые преобразования нередко тормозятся и на местах, и в самом федеральном Центре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
220
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
228
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
194

Другие новости