0
4147
Газета Экономика Печатная версия

16.06.2014 00:01:00

Бюджетное правило вывернут наизнанку

Госрасходы ориентируют на экономический рост

Тэги: бюджет2015, нефть, бюджетное правило


бюджет-2015, нефть, бюджетное правило В Министерстве финансов настороженно относятся к любым изменениям бюджетных правил. Фото Льва Исраеляна

Новый проект бюджета-2015 может быть составлен без учета бюджетного правила, которым так гордился кабинет Дмитрия Медведева. Нынешнее правило ограничивает госрасходы  расчетами, в которых цена на нефть взята равной средней за последние 5 лет. Теперь же правительству предлагают взять другой ориентир – минимальный целевой уровень экономического роста, который должен превышать 3–3,5% в год.

Близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предложил свой рецепт модернизации бюджетного правила – нужно вести расчет не от прошлых цен на нефть, а от минимального целевого уровня роста экономики (3–3,5% ВВП). Если прогнозные темпы роста ВВП превышают этот целевой показатель, то дополнительные доходы могут перечисляться в нефтегазовые фонды. 

А если прогнозы роста ниже этого минимального уровня, то средства предложено направлять на поддержку кредитования и несырьевого экспорта, а также на софинансирование инвестпроектов. «При этом данные ресурсы не должны использоваться на финансирование текущих расходов федерального бюджета», – уточняют в ЦМАКП.

Бюджетное правило действует в нынешнем виде с 1 января 2013 года. При составлении бюджета за основу берется средняя цена на нефть за последние пять лет, и с каждым новым бюджетом к расчетам прибавляется еще один год. То есть к 2018 году предположительно будет учитываться средняя цена за 10 лет. Сверхдоходы бюджета направляются в Резервный фонд.

В правительстве нет однозначного мнения о том, стоит ли менять бюджетное правило. В частности, и помощник президента РФ Андрей Белоусов, и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в принципе не исключают смягчения бюджетного правила.

«Мы действительно договорились о том, чтобы капитальным образом не менять правила создания бюджета и его исполнения. Но это не значит, что мы определились и вопрос закрыт. Если события будут развиваться по тяжелому сценарию, то мы откажемся от бюджетного правила», –  заявлял премьер в мае.

«Смягчение бюджетного правила не должно вести к раскрутке расходов. И, кроме того, речь может идти только о части дополнительных доходов», – уточнял Белоусов.

Глава Минфина Антон Силуанов, в свою очередь, настаивает на сохранении и даже ужесточении бюджетного правила. Его поддержал и президент России Владимир Путин, объявив во время «Прямой линии» в апреле, что бюджетное правило смягчаться не будет.

Между тем эксперты отмечают, что резервные средства, в частности деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ), и так сегодня свободно тратятся независимо от состояния бюджета.

Председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин полагает, что, если правительство уже решило увеличивать текущие расходы и брать средства из стабилизационных фондов, модернизация бюджетного правила не имеет большого смысла. «Искусственная цифра в 3,5% роста экономики и искусственные расчеты сводятся к тому, что нам надо увеличить расходы. Если есть политическое решение тратить резервные фонды, то оно не зависит от того, как это оформить – в виде новой формулы или еще как-нибудь. В любом случае эти деньги будут потрачены. Вопрос в том, вернутся ли они обратно и будут ли в дальнейшем служить для стабилизации социальных расходов – ведь для этого и создавался изначально Фонд национального благосостояния», – рассуждает Дубинин.

«Это всего лишь одна из возможных редакций бюджетного правила, – говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Но сразу возникает вопрос, почему целевой уровень 3,5% ВВП. Например, чтобы выполнить майские указы президента, нам нужно как минимум 4,5–5% роста. А по существующим структурным ограничениям потолок роста экономики в ближайшие годы – 2–2,5%. Когда мы в сырьевой стране делаем расчеты на основании цен на нефть, у нас есть некое объективное обоснование всех последующих финансовых потоков. Нынешнее правило не без изъяна, но оно должно хоть какое-то время проработать, чтобы на основе накопленного опыта его можно было отредактировать. Так что лучше идеи, подобные предложению ЦМАКП, воспринимать как часть дискуссии, а не как руководство к действию».

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян полагает, что проблемы инфраструктуры можно решать не только за счет наращивания бюджетных расходов и отмены бюджетного правила. «Инфраструктурные проекты в значительной степени окупаемы, и их надо финансировать за счет средств частных инвесторов. Поэтому бюджетное правило вообще не стоит трогать. Скоро запустится агентство кредитных гарантий, и там будет где развернуться, особенно по среднего размера проектам», – утверждает эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Роснефть» и технологии XXI века

«Роснефть» и технологии XXI века

Сергей Никаноров

Почему компания стала лидером в области разведки и добычи нефти

0
1931
России нужны сопоставимые конкурентные условия

России нужны сопоставимые конкурентные условия

Сергей Никаноров

Сделка ОПЕК+ позволяет Вашингтону захватывать рынки, а налоговое давление убивает российскую нефтянку

0
4460
Цена молчания нефтяных генералов

Цена молчания нефтяных генералов

Игорь Матвеев

Атака на иранский танкер поднимет цены на энергоносители, если российские чиновники снова не начнут «успокаивать» рынок

0
781
"Посторонним вход запрещен"

"Посторонним вход запрещен"

Сергей Никаноров

"Транснефть" пускает в порты только своих стивидоров

0
5935

Другие новости

Загрузка...
24smi.org