1
8036
Газета Экономика Печатная версия

09.07.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Как прорвать блокаду Крыма

Став российским, полуостров утратил все выходы в международное пространство

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: крым, морская блокада


крым, морская блокада Фото Reuters

Новоназначенный министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил, что он проведет «парад победы в украинском городе Севастополе».

Пустое бахвальство? Но когда Гелетей ежедневно берет по два-три города в Донбассе, исключать такой вариант нельзя. Телеканал CNN показал карту, где Славянск оказался в Крыму, и это не случайно. Для Госдепа, Киева и 99% обывателей США и Европы Славянск и Армянск, Донецк и Симферополь – ничем не отличающиеся друг от друга города Украины.

Ну а пока Крым в воздушной и морской блокаде. Я с 14 лет раз или два в год бываю в Крыму и ни разу не видел Ялтинский порт без больших пассажирских теплоходов. А с 1996 года к ним добавились теплоходы класса «река–море» проектов 301 и 302, идущие по маршруту Киев–Севастополь–Ялта.

Теплоходы из Стамбула и Киева везли в Крым многие десятки тысяч интуристов. Сотни тысяч интуристов прилетали через Симферопольский аэропорт. Да, их процент к общему числу туристов в Крыму был невелик. Да, действительно 60% «туристов» приезжало с Украины. Только почти все они ехали на автобусах, плацкартом и на своих драндулетах, со своими консервами, бульбой и салом. Их крымские бабули не регистрировали и в бюджет Крыма от них практически ничего не поступало. А вот доходы от интуристов и стоянок теплоходов в портах являлись весомым вкладом в бюджет полуострова.

Сейчас в портах Крыма нет ни пассажирских, ни торговых судов. Правительство Крыма решает вопрос о полном закрытии восьми портов Крыма. То же касается судостроительных и судоремонтных заводов, которые за последние 20 лет были ориентированы на Украину и на экспорт в дальнее зарубежье.

Совет ЕС запретил ввоз на территорию стран ЕС товаров из Крыма. И опять же подавляющее большинство товаров, произведенных в Крыму, шло в Украину и в страны Европы. Урожай риса погиб полностью из-за неподачи Украиной воды по Северо-Крымскому каналу. Под вопросом урожай других видов сельхозпродукции. Перевозка товаров и людей на автотранспорте и по железной дороге через Перекоп существенно дешевле, чем через Керченскую переправу.

Теперь в Крым летают только российские самолеты. Даже белорусская авиакомпания «Белавиа» прекратила полеты в Симферополь.

Ах, это временные трудности! Я не уверен. А посмотрите на Абхазию. До 1990 года это был один из богатейших районов СССР. В Абхазии имелось свыше 100 больших санаториев и домов отдыха, крупнейший на Кавказе аэродром Бабушеры, cухумский порт ежегодно принимал сотни судов. А сейчас в Абхазию не летают самолеты, не идут корабли. Если не резервация, то самое приятное название – «курортная целина». А почему? Ведь в 2008 году Абхазия объявила о независимости, и ее признала РФ. Прошло шесть лет, и Кремль палец о палец не ударил, чтобы прорвать воздушную и морскую блокаду.

Замечу, что ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IMO (Международная морская организация) действуют по принципу двойных стандартов. Давным-давно авиалайнеры летают в самопровозглашенную Республику Косово, зато уже 40 лет ни самолеты, ни суда всего мира (кроме Турции) не посещают Республику Северный Кипр. Хороший рычаг для разблокирования Крыма – начало консультаций с Турцией о взаимном признании российского Крыма и турецкой Республики Северный Кипр.

Я тут тоже не говорю ничего нового. Ведь уже Абхазия признала Северный Кипр, а Турция – Республику Абхазию. Не будем забывать, в 2015 году в Турции выборы, и премьеру Реджепу Эрдогану, который будет баллотироваться в президенты, это даст весомый козырь.

Возвращение Крыма в Россию резко, примерно на 40%, увеличило товаропоток через Мариупольский и Бердянский порты. Украинский Интернет полон статьями серьезных экономистов о катастрофе, которая ожидает Украину в случае, если Россия закроет Керченский пролив. Так, специалисты международного транспортно-логистического холдинга AsstrA заявили, что для некоторых грузов затраты эти составят вдвое больше: например, если переориентировать поставки металлопроката из Мариуполя в порты Большой Одессы, дополнительно придется затрачивать 357 грн на тонну, а если в Николаев, то 284 грн.

Причем они не видят никакой разумной альтернативы. Одна надежда – «Путин не решится».

Украина считает Крым и «Керченскую протоку» своей собственностью. Киев заявил ММО, что порты и воды Крыма небезопасны для торгового судоходства. Так пусть Европа и выполняет их указания и не отправляет свои суда в Керченский пролив.

Кстати, я говорю «пролив», только чтобы быть понятным читателю. Уже 140 лет по проливу ходят только рыбацкие лодки, а торговые суда ходят по Керчь-Еникальскому каналу. А построили этот канал в 1874 году русские инженеры, русские рабочие и на деньги русской казны. Строительство канала продолжалось до 1877 года. Его назвали Керчь-Еникальским по наименованию Керчь-Еникальского градоначальства, которому подчинили коммуникацию. До 2014 года через канал проходило от 50 до 150 судов в сутки. Стоимость обязательной лоцманской проводки одного судна составляла от 500 до 9000 долларов. Кроме того, с каждого судна собираются канальные и маячные сборы.

Суда длиной более 160 м и осадкой более 6 м проходят канал исключительно в дневное время. И до 2014 года начальник Керченского порта каждому судну давал отдельное разрешение на проход Керчь-Еникальского канала.

Риторический вопрос: можно ли пользоваться каналом, не признавая его национальной принадлежности? С 1949 по 1973 год Египет не признавал Израиль и не пропускал его суда по Суэцкому каналу. И при этом никто не грозил Египту санкциями. Но в отличие от Суэцкого, Керчь-Еникальский канал не является международным. Он с 1874 года вел из нейтральных вод Черного моря во внутреннее Азовское море. В Азовском море нет нейтральных вод.

Разграничить акваторию Азовского моря и тем самым признать потерю Крыма Киев ни под каким видом не хочет. Поэтому Россия до заключения договора с Украиной может делать там все что хочет и с точки зрения международного права, и в соответствии с реальным соотношением сил. На Азовском море Украина располагает лишь несколькими патрульными катерами, вооруженными пулеметами.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Владимир Степанов 13:42 09.07.2014

Не нужно крайностей, глупо портить отношения с Грецией, ничего не приобретая при этом, а с турками у нас итак отношения неплохие. Пугалки про нападение Киева на Крым просто нелепы: пусть сунутся,тут им и скорый конец наступит и суд. Вместо обострения отношений еще и в Керчи, что используют для вреда нам, нужно быстро строить мост а то не ясно: китайцам не дали и сами не делаем. Хунта рухнет - денег у них нет, а народ настраивать дальше против России вредно и глупо.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киев пугает Черноморский флот ракетными стрельбами

Киев пугает Черноморский флот ракетными стрельбами

Андрей Рискин

0
2622
Украинцы не простили России Крым

Украинцы не простили России Крым

Татьяна Ивженко

Общество не готово "обменять" полуостров на мир в Донбассе

0
3646
Киев пытается втянуть Москву  в морской бой

Киев пытается втянуть Москву в морской бой

Александр Широкорад

Создаст ли Украина военную флотилию на Азовском море и к чему это приведет

3
4301
Владимир Путин: "Крым – это наше"

Владимир Путин: "Крым – это наше"

Иван Родин

Президент похвалил Трампа и отечественное ядерное оружие

0
3257

Другие новости

Загрузка...
24smi.org