1
6070
Газета Экономика Печатная версия

22.08.2014 00:01:00

Штраф для зайцев вырастет в десять раз

Билет в электричку подорожал уже до стоимости проезда в комфортном поезде дальнего следования

Тэги: законопроект, поезд, безбилетники, штраф, тарифная политика


законопроект, поезд, безбилетники, штраф, тарифная политика Правительство будет бороться с безбилетниками методами «кнута». Фото РИА Новости

Российское правительство собирается повысить в десять раз штрафы для безбилетников на железнодорожном транспорте. Для зайцев на электричках штраф может перевалить за тысячу рублей. Такие решения были приняты вчера на заседании кабинета министров Дмитрия Медведева. Сами железнодорожники оценивают долю безбилетников в 30–40%. Но столь высокие показатели имеют и экономические причины. Сегодня цена проезда в тамбуре переполненной электрички уже почти сравнялась с ценой спального места в плацкартном вагоне с туалетом, умывальником, чаем и комплектом постельного белья.

Одобренный вчера законопроект предлагает заменить административную ответственность за безбилетный проезд на гражданско-правовую с фиксированным размером неустойки. В этом случае безбилетник уже в рамках Гражданского кодекса должен будет возмещать перевозчику неустойку за неисполнение им (пассажиром) условий перевозки.

При этом размер неустойки предлагается серьезно повысить по сравнению с нынешними штрафами. Сейчас по административной ответственности размер штрафа для безбилетника на электричке составляет 100 руб., а на поезде дальнего следования – 200 руб. В случае если поправки будут приняты, штраф за безбилетный проезд на пригородном поезде возрастет в 50 раз на участке пути в 10 км, для дальнего сообщения неустойка увеличится в пятикратном размере, но уже на отрезке в 100 км. Получается, что безбилетная поездка на дачу по новым правилам может обойтись уже в 1 тыс. руб.

Также законопроект закрепляет за перевозчиком право контролировать у пассажиров наличие и действительность билетов при посадке в поезд, на путях следования и пунктах контроля. «А в случае обнаружения безбилетного лица в вагоне поезда или при выходе через пункт пропуска – дополнительного сбора за оказание услуги по продаже билета, за исключением тех случаев, когда билет не был куплен по объективным причинам», – говорится в сообщении правительства. К тому же введение предполагаемых по проекту штрафных санкций позволит перевозчику при обращении в суд  не доказывать каждый раз обоснованность размера гражданско-правового штрафа, добавляют в кабмине.

Напомним, что билеты в электричках постоянно дорожают. Сегодня стоимость проезда в подмосковной электричке составляет примерно 2,15 руб. за 1 км. Это почти равно стоимости проезда километра пути в комфортном поезде дальнего следования – на спальном месте в плацкартном вагоне с туалетом, умывальником, чаем и комплектом постельного белья. Понятно, что в сравнении с поездами дальнего следования билет на электричку неадекватно дорог. Ведь пассажиры электрички едут без всякого постельного белья, умывальников и туалетов – и очень часто в переполненных вагонах.

«Законопроект должен помочь бороться с безбилетниками. Действующие сейчас штрафы для тех, кто не заплатил за билет, в размере 100 руб. в пригородном и 200 руб. в дальнем сообщении совершенно не пугают тех, кто ездит без билета. Отсюда и массовый характер правонарушений и, соответственно, довольно серьезные убытки перевозчиков», – заявил вчера на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава правительства надеется, что вводимые поправки помогут решать проблемы железной дороги и пригородного сообщения. Этого же мнения придерживаются и в Минтрансе.

Железнодорожники борются с безбилетниками не один год. Так, по словам вице-президента РЖД Михаила Акулова, из общего числа пассажиров электричек доля зайцев доходит до 40%. «Зайцы в электричках приносят более 30 млрд руб. убытков в год», – цитирует Акулова пресс-служба компании. Если их количество сократится хотя бы до 15%, это не будет нести компании потерь, уверен он.

По мнению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, высокий процент безбилетников в российских электричках никак не связан с низким уровнем дохода населения. «В отношении безбилетников важно изменить культуру нашего общества. Чтобы было неприличным, когда тебя задерживают за безбилетный проезд и попытку сбоку платформы залезть в электричку. И здесь меня совершенно не убеждают заявления, что у нас народ такой бедный, что он не может такие деньги платить. Я считаю, что это все отговорки. Здоровые мужчины, которые способны махнуть с платформы и на платформу с земли, могут заработать те деньги, которые необходимы для того, чтобы оплатить свой проезд», – сказал он в апреле прошлого года, сообщает пресс-служба компании.

Вносимые поправки фактически являются именно тем, чего так не хватало железнодорожникам для борьбы с безбилетниками. «Высокие чиновники не против, чтобы железнодорожники могли наказывать безбилетных пассажиров», – добавил Якунин также в апреле 2013 года. По мнению главы РЖД, безбилетник, по сути, посягает на собственность пригородной пассажирской компании, пытаясь незаконно использовать сервис бесплатно. «Есть проблемы юридические, потому что это административное правонарушение, но я бы исходил из того, что вопрос только политической воли», – сетовал он.

Перевод штрафа за безбилетный проезд из зоны действия административного кодекса в гражданско-правовой и его существенное увеличение может оказать положительный эффект в ближайшей перспективе, уверен юрист Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий. «Можно только поддержать такую инициативу,  административный штраф за безбилетный проезд – это пережиток. Пассажир, воспользовавшийся услугой по перевозке, но не оплативший ее,   перед перевозчиком должен нести гражданско-правовую ответственность, а не подпадать под публично-правовые санкции», – заявляет он.

Правда, вводимые поправки касаются лишь безбилетников на поездах, что касается авто, воздушного и водного транспорта – штрафы остаются без изменений. «Но для этих видов транспорта проблема безбилетников менее актуальна», – считает юрист Московского общества защиты потребителей.

Здесь важно будет придерживаться баланса в тарифной политике, предостерегает Недзвецкий. «Стоимость ежедневного проезда, например, на электричке из Подмосковья и обратно   оказывается обременительной для немалого числа граждан. У многих перевешивает надежда сэкономить, нежели угроза штрафа», – резюмирует юрист.

К тому же не совсем ясно, как будет работать сам механизм по взиманию штрафов. В любом случае стоит ожидать больших затруднений, уверены юристы, опрошенные «НГ». «Для нарушителя выгоднее привлекаться к гражданско-правовой ответственности, поскольку взыскание штрафных санкций будет осуществляться в порядке исполнительного производства. В то время как административный штраф уплачивается на месте при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом», – напомнила юрист компании «Яковлев и Партнеры» Анна Андриасян. По ее мнению, нововведение вызовет ряд трудностей в защите нарушенных прав перевозчика. В случае перевода ответственности за безбилетный проезд в гражданско-правовую плоскость, это приведет в первую очередь к резкому увеличению судебных споров, а значит – к дополнительной загруженности судов. «Кроме того, для перевозчика это повлечет дополнительный риск в виде (возможного) неисполнения судебных актов», – считает Андриасян.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Александр Беляцкий 21:23 22.08.2014

Людям было бы понятно,что ж/д ведомство проявляет не только свои финансовые претензии,но и элементарную заботу о нас,пассажирах.Многие,пользующиеся электричками граждане почему-то платят за перевозку их в вагонах,где всегда душно. И зимой и летом. А цена проезда в междугородних автобусах почти сравнялась с проездом в электричке? Не пора бы железнодорожникам о совести вспомнить ??? Я не говорю о том,какие разбитые платформы на направлении Москва-Тула...Есть вагоны,где окна невозможно открыть!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Во Львовской области запрещают публичное использование "русскоязычного культурного продукта"

Во Львовской области запрещают публичное использование "русскоязычного культурного продукта"

0
311
Силиконовой долине в Грузии предпочли Чуйскую

Силиконовой долине в Грузии предпочли Чуйскую

Юрий Рокс

Тбилиси намерен взяться за реализацию неоднозначного и опасного проекта

0
1671
Государство как киномонополист

Государство как киномонополист

Министерство культуры продолжает резко вмешиваться в дела отрасли

0
1517
Госдума может допустить к госслужбе украинцев, письменно отказавшихся от своего гражданства

Госдума может допустить к госслужбе украинцев, письменно отказавшихся от своего гражданства

0
949

Другие новости

Загрузка...
24smi.org