0
2595
Газета Экономика Печатная версия

07.11.2014 00:01:00

Маневр в прошлое

Рост цен, вызванный трансформацией налогового режима, ударит и по нефтяникам, и по автомобилистам

Тэги: автобензин, цены, рубль, налоговый маневр, нпз, модернизация


Вслед за резким подорожанием доллара россиян ожидает и взлет цен на бензин. Главная причина – пересмотр параметров налогового маневра, который готовит правительство.

Чиновникам снова не хватает денег, даже несмотря на высокие доходы бюджета от нефти, которые вряд ли сильно уменьшились из-за девальвации рубля. Правительство намерено скорректировать параметры так называемого налогового маневра и забирать больше акцизов с производителей высококачественного топлива (стандарта «Евро-5»). Соответствующие поправки сейчас обсуждаются в комитете Госдумы по бюджетам и налогам.

Напомним, что налоговый маневр для нефтянки предполагал снижение экспортной пошлины и одновременное повышение НДПИ. Чтобы избежать взлета внутренних цен на бензин, планировалось значительно снизить акцизы. Однако, когда из-за санкций возникла угроза стабильности бюджета, Минфин предложил скорректировать параметры маневра. В качестве «жертвы» был выбран сегмент высококачественного топлива. Акцизы на него предлагается резко изменить по сравнению с тем, что планировалось ранее (снижение составит лишь 29% вместо 45,8% на бензин и 33,3% вместо 56,1% на солярку). В пользу этого решения выступили и губернаторы, которым нужны средства для региональных дорожных фондов.

Если эта инициатива пройдет все три чтения в Госдуме, она станет весьма странным эпилогом большой программы модернизации НПЗ, которую правительственные чиновники активно продвигали еще два года назад. Она стимулировала развитие в России производства высокотехнологичных видов топлива – четвертого и пятого классов. В 2012 году акцизы на второй и третий классы повышались более активно, что и стимулировало модернизацию.

Сейчас на всех крупных сетевых заправках продается топливо не ниже четвертого класса. ЛУКОЙЛ, например, и вовсе перешел на выпуск топлива только пятого класса. Со следующего года это собирались сделать «Газпром нефть» и «Башнефть». Планы по резкому увеличению производства высококачественного моторного топлива были и у «Роснефти». Что понятно – все хотят сэкономить на налогах. К тому же некоторые автопроизводители, особенно дорогих иномарок, рекомендуют своим клиентам заправлять своих стальных коней строго качественным бензином и на определенных заправках.

Теперь же правительство решило сделать шаг назад, заодно сняв еще одну «стружку» с автомобилистов. Ведь изменение параметров налогового маневра и пересмотр ставок акцизов автоматически приведут к пропорциональному повышению цены на бензин. Некоторые компании, возможно, даже сделают шаг назад и вернутся к производству менее качественного топлива.

Реальный рост цен на автомобильное топливо в 2015 году оценивается в 14–15%. Как подсчитал заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Kortes Александр Шкурин, если бы налоговая политика государства по предложенному сценарию изменилась уже сегодня, бензин Аи-92 на споте московского НПЗ мог бы стоить уже более 42,5 тыс. руб. за тонну вместо нынешних примерно 39 тыс. руб. А Аи-92 – 44,3 тыс. вместо 40,7 тыс.

Так что регресс в отрасли неизбежен. Причем сами же чиновники не оставляют бизнесу возможности остановиться хотя бы на четвертом классе. Замминистра финансов Сергей Шаталов назвал не совсем справедливым тот факт, что в 2015 году акциз на топливо пятого класса будет выше, чем на четвертый класс. И предложил их уравнять… до уровня, который предлагается для пятого класса.

В письме комитета Госдумы по энергетике главе правительства Дмитрию Медведеву, подписанном Иваном Грачевым, Андреем Крутовым и Оксаной Дмитриевой, содержится предостережение, что стоимость бензина в результате налогового маневра может взлететь в следующем году до 50 руб. за литр. «Налоговый маневр провоцирует классическую инфляцию издержек», – предупреждают депутаты. Они уверены, что в сегодняшних сложных экономических условиях правительство своими руками разогревает инфляцию и стимулирует повышение транспортных расходов у бизнеса.

При этом понятно, что рост цен, вызванный налоговым маневром, прежде всего ударит по небогатым гражданам. «Для балансировки последствий роста цен на бензин следует ввести талоны на бензин для малоимущих и сеть социальных заправок», – высказал мнение президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Очевидно, что такой шаг является отходом от рыночных принципов и открывает просторы для злоупотреблений и коррупции. То есть способствует как раз тому, с чем правительство собирается бороться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нефтяные горки раскачивают рубль

Нефтяные горки раскачивают рубль

Анастасия Башкатова

Опора национальной валюты оказалась временной и ненадежной

0
232
Власти разрешили солярке подорожать еще на 2 рубля

Власти разрешили солярке подорожать еще на 2 рубля

Анатолий Комраков

Правительство заморозило цены на топливо только до Нового года

0
1365
Зеленые территории столицы благоустраивают в формате проекта «Мой район»

Зеленые территории столицы благоустраивают в формате проекта «Мой район»

Татьяна Астафьева

Предложения горожан активно использовались при модернизации парка 850-летия Москвы

0
801
Нефтяники опасаются санкций  по иранскому сценарию

Нефтяники опасаются санкций по иранскому сценарию

Михаил Сергеев

Запрет на экспорт топлива из РФ может опрокинуть соглашение ОПЕК+

0
2229

Другие новости

Загрузка...
24smi.org