0
1393
Газета Экономика Печатная версия

30.03.2015 00:01:00

Губернаторы ответят за пригородное сообщение

Обеспеченность электричками станет одним из показателей эффективности глав регионов


Госдума предлагает усилить ответственность губернаторов за халатное отношение к пригородному сообщению. Во многих регионах сохраняется угроза новых сбоев в работе электричек: местные власти с небрежностью относятся к идее сохранения этого вида транспорта и по-прежнему не выполняют своих обязательств перед перевозчиками.

Необходимо ввести ответственность для губернаторов вплоть до уголовной за предоставление в высшие органы власти заведомо ложных или неверных сведений о ситуации в транспортной сфере региона и прежде всего пригородном железнодорожном комплексе, заявил первый зампред комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнев на недавно прошедшем круглом столе.

Критерий, связанный с транспортной доступностью, включая обеспеченность населенных пунктов пригородными электричками, мог бы быть и одним из показателей оценки эффективности исполнительной власти регионов.

Ключевой проблемой в пригородном железнодорожном сообщении остается недофинансирование работы Пригородной пассажирской компании (ППК) и невозможность конструктивного диалога с некоторыми главами регионов. По закону обеспеченность населения электричками относится к полномочиям руководства субъектов РФ, которые должны формировать заказ на организацию пригородного сообщения и компенсировать разницу между ценой билета пассажира и затратами перевозчиков. На деле губернаторы не слишком торопятся выполнять свои обязательства перед поставщиками важной социальной услуги. В настоящий момент накопленная за четыре года задолженность регионов перед ППК составляет 38 млрд руб. По итогам прошлого года из 72 субъектов Федерации лишь 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 субъекта компенсируют не более половины. Большинство региональных руководителей и вовсе снимают с себя ответственность за пригородные перевозки, несмотря на жесткое указание президента Владимира Путина вернуть отмененные повсюду по России электрички.

Среди крупнейших должников Центрального федерального округа фигурирует Тульская область. Здесь за 2011–2015 годы долг уже превышает 450 млн руб., добиваться возврата денег приходится через суд. Областное правительство ссылается на то, что ему, дескать, не нравится, как ППК оценивает стоимость своих услуг, но губернатор Владимир Груздев даже и не стремится приступить к обсуждению этого вопроса с перевозчиком. На прошлой неделе тульские чиновники не допустили железнодорожников на специальное заседание, посвященное транспортному обслуживанию.

В Орловской области губернатор Вадим Потомский, видимо, вообще не считает пригородные перевозки и мобильность граждан социально значимым явлением. «Орловская область не в состоянии оплачивать эту услугу железнодорожников из своего бюджета. А забирая эти деньги из бюджета региона, мы не направляем их на социальные задачи, которые для нас первостепенны», – приводит слова главы региона «Орловская правда».

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов так объясняет «отсутствие интереса» некоторых губернаторов к пригородному сообщению: «Они считают, что смогут возить людей из пригорода автобусами. Но, к сожалению, не всегда есть возможность заменить электрички этим видом транспорта. Тем более что значительная часть населения живет вдоль железных дорог, само развитие многих городов и поселков с ними было связано. И поэтому такое небрежное отношение властей к пригородному сообщению – настоящая социальная катастрофа, это фактически блокирует людей в местах проживания».

Фактически многие регионы саботировали вопрос разработки Концепции развития пригородных железнодорожных перевозок, утвержденной правительством РФ еще год назад. В итоге документ, призванный решить копившиеся годами проблемы в этой сфере, не работает. Согласно концепции, регионы должны были до конца 2014 года заключить с ППК долгосрочные контракты сроком от 5 до 15 лет, с согласованием экономически обусловленного тарифа и инвестиционной составляющей. Без перспективного заказа перевозчики не имеют возможности инвестировать в обновление подвижного состава (80% вагонов уже служат по 20 лет), модернизацию инфраструктуры и соответственно гарантировать должный объем и безопасность перевозок.

Российские губернаторы до сих пор не могут понять то, что поняли уже во всех развитых странах – безусловную убыточность пригородных перевозок. Там, где государство отказалось от субсидирования этой транспортной сферы (например, в Бразилии и Мексике), электричек уже не осталось. В прошлом году мексиканские власти опомнились, но им удалось реанимировать пригородное сообщение только в столице, и на это потребовалось 7 млрд долл.

«Все, что мы изучали, показывает, что ни в одной стране мира не заключаются договоры на один год, – отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. – То есть практика долгосрочных договоров – это абсолютно нормальная сложившаяся практика. Кроме того, есть страны, где контракты заключаются на более длительный срок, чем 15 лет, который предусмотрен в нашей концепции. В любом случае государство не может отказаться от решения вопросов и проблем пригородного железнодорожного сообщения. Как минимум власти определяют правила игры всех участников перевозочного процесса. Регионы везде непосредственно участвуют в организации пассажирских перевозок. Они определяют объем перевозок, расписание, проводят конкурсы, субсидируют перевозки. При этом размер субсидирования, безусловно, должен обеспечивать безубыточный уровень деятельности пригородных перевозчиков».

Переломить ситуацию в нашей стране должен соответствующий федеральный закон, который зафиксировал бы права и обязанности каждого участника этой транспортной цепочки. ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», устанавливающий принципы госзаказа на организацию регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и ответственности за обеспечение перевозок, сейчас находится в правительстве РФ. Но пока он не принят, а нынешняя ситуация в пригородном комплексе уже такова, что через какое-то время придется либо удвоить цены на билеты, либо отменять электричку за электричкой.

Как известно, президент Путин кулаком по столу просто так не стучит – регионам, видимо, придется договариваться с перевозчиками. Вполне вероятно вслед за предложением депутатов Госдумы отнести транспортную доступность к показателям эффективности губернаторов, в ближайшее время последуют и оргвыводы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трамп и Помпео наносят новый удар по России

Трамп и Помпео наносят новый удар по России

Владимир Щербаков

Вашингтон целит в Москву, но бьет по Пекину

0
2642
Крылатые истребители «зверинца» вермахта

Крылатые истребители «зверинца» вермахта

Николай Якубович

Противотанковая артиллерия советской авиации в годы Великой Отечественной войны

0
1395
Человек-магнит

Человек-магнит

Юрий Потапов

Об особенностях конвойной службы и невероятных способностях военного пенсионера

0
587
Павшие воины сами словно взывают из-под земли

Павшие воины сами словно взывают из-под земли

Игорь Плугатарёв

Каждый год поисковики «выводят из боя» под Ржевом сотни без вести пропавших бойцов и командиров

0
690

Другие новости

Загрузка...
24smi.org