0
2336
Газета Экономика Интернет-версия

01.03.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Предпродажная подготовка как дискредитация бизнеса

Михаил Делягин

Об авторе: Михаил Геннадьевич Делягин – директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук.

Тэги: экономика, приватизация, дискредитация, роснефть, ржд, нефтяные цены


экономика, приватизация, дискредитация, роснефть, ржд, нефтяные цены Фото Reuters

Намеченный правительством Медведева новый виток приватизации, по всей видимости, будет «дружественным» по отношению к будущим владельцам российской собственности, – правда, на сей раз, судя по всему, не российским олигархам, а уполномоченным глобального бизнеса. Такое предположение можно сделать, наблюдая за широко развернувшейся «предпродажной подготовкой», ставшей уже традиционной для подобного рода операций.

В самом деле, когда представители государства, продавая его имущество, думают о его интересах, они всячески стараются повысить стоимость актива, демонстрируют его прибыльность и перспективность. Когда же продавцы играют на стороне покупателя, они, напротив, стараются всеми силами принизить продаваемый актив, разрушить его репутацию с тем, чтобы минимизировать сумму, уплачиваемую продавцом.

Кампания дискредитации, развернутая либералами в отношении ряда приватизируемых корпораций (как минимум «Роснефти» и РЖД), представляется вполне однозначным свидетельством приватизации в интересах покупателя, которая по определению не может не быть грабительской.

Главным тезисом либеральной пропагандистской кампании, вбиваемой в сознание всего делового сообщества с усердием, заставляющим вспомнить Pussy Riot или «летчицу» Савченко, является якобы беспрецедентное падение капитализации «Роснефти». (Рассмотрим ее пример как в силу большей открытости компании, так и в силу того, что информационная атака либералов пока сфокусирована в большей степени на ней.)

Действительно, капитализация «Роснефти» по сравнению с пиком нефтяных цен (конец июня 2014 года) упала к концу прошлого года более чем вдвое – на 52%. Однако, если мы посмотрим на другие нефтегазовые компании развивающихся стран, мы увидим, что в этом падении нет ничего выходящего из общего ряда: такое же падение капитализации испытала ONGC, капитализация «Газпрома» упала на 57%, а Petrobras и Ecopetrol – и вовсе на 73 и 80% (то есть почти вчетверо и впятеро) соответственно.

Нефтяные компании развитых стран, действующие в несравнимо более благоприятных условиях, чем «Роснефть» (Shell, Eni ConocoPhilips, BP), потеряли от 43 до 48% капитализации, а Statoil – и вовсе 55%. Сервисная Schlumberger (а «Роснефть» настойчиво развивает соответствующий сектор в рамках компании) потеряла 45% капитализации.

Стоит отметить, что и в 2014 году компания «Роснефть» была фундаментально недооценена и, по сути, ее капитализация должна зависеть от реальных показателей, а не от странового фактора и тем более политически мотивированных санкций.

Таким образом, утрата «Роснефтью» капитализации выглядит на общем фоне обыденной, а с учетом функций и обременений, связанных с государственным характером компании, – даже благополучной (по крайней мере на фоне других госкомпаний, действующих в сходных или более благоприятных природно-климатических условиях).

При этом компания уверенно развивается, создавая тем самым задел на будущее (что и обуславливает меньшее, чем у многих ее конкурентов, снижение капитализации).

Так, в 2015 году добыча углеводородов выросла еще на 1% и достигла нового рекорда, превысив 254 млн т нефтяного эквивалента (н.э.), в том числе добыча газа выросла на 10%. Было открыто 7 новых месторождений и более 115 залежей с общими запасами более 230 млн т н.э. И хотя критики «Роснефти» уверяют, что у нее непосильные долговые обязательства, в реальности уровень кредитной нагрузки на компанию вернулся к тому уровню, который был до покупки ТНК BP, причем исключительно благодаря операционному денежному потоку, генерируемому компанией. Такой показатель, как отношение EBITDA к долгу, у компании – один из самых низких в отрасли.

Эти успехи замалчиваются полностью – вероятно, потому, что осознание их рынком может привести к повышению цены приватизации, невыгодной ни для намеченных покупателей, ни для обслуживающих их интересы приватизаторов.

Развернутая российскими либералами оголтелая кампания по дискредитации продаваемых корпораций сама по себе представляется аргументом, достаточным если и не для полного отказа от не имеющей ни оправдания, ни даже внятного обоснования приватизации, то по крайней мере для переноса ее сроков.

Ведь нынешнее информационное поле просто не позволит сформироваться цене, мало-мальски приближенной к реальной стоимости продаваемых активов – даже с учетом общей неблагоприятной конъюнктуры, так что приватизация обернется очередным грабежом общества уже просто в силу эффективной либеральной пропаганды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
914
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1009
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1278
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
899

Другие новости