0
12313
Газета Экономика Печатная версия

07.06.2016 00:01:00

Китайцы построят новый скоростной поезд для России и Поднебесной

Современные технологии железных дорог Россия сможет воспроизвести не раньше чем через десять лет

Тэги: китай, скоростные поезда, жд, стандарты, дорожные технологии, ржд


китай, скоростные поезда, жд, стандарты, дорожные технологии, ржд Высокоскоростные поезда из КНР вскоре могут появиться и в России. Фото Reuters

В КНР объявили о начале строительства скоростных поездов нового поколения, пригодных как для российского, так и для китайского стандарта железнодорожной колеи. Новый поезд планируется использовать как в РФ на магистрали Москва–Казань, так и в самом Китае. Он  будет вдвое быстрее, чем «Сапсан» от немецкой компании Siemens. Скопировать или освоить китайские дорожные технологии Россия пока не сможет.

Протяженность высокоскоростных магистралей в Китае сегодня приближается к 20 тыс. км, а ежедневный пассажиропоток на таких поездах составляет чуть менее 50 млн человек. Россия, страна хоть и обладающая куда более обширной территорией, пока не может похвастаться даже близкими достижениями. Скоростные поезда в России – это пока лишь несколько направлений, соединяющих крупные города страны, движущихся по обычным железным дорогам, а не специальным скоростным магистралям. Китай же готов вложиться в строительство таких скоростных магистралей, предлагая создавать поезда, подходящие как для китайской, так и для российской колеи.

Китай начинает разработку нового поколения высокоскоростных поездов, способных достигать скорости 400 км/ч, и использовать для этого как узкую – китайскую, так и широкую российскую колею, сообщает китайская газета «Чжунго жибао». «У поезда… будут колесные пары, которые можно будет подгонять к стандартам дорожной колеи других стран, в отличие от нынешних поездов, у которых колеса приходится заменять при пересечении границ», – заявил изданию глава китайской инновационной программы создания высокоскоростных поездов Цзя Лиминь. «Когда поезд будет готов, его можно будет использовать как на китайских железнодорожных путях, так и на высокоскоростной линии Москва–Казань, скорость поездов на которой будет достигать 400 км/ч», – говорит Цзя Лиминь.

При этом в Поднебесной готовы не только создавать для российской высокоскоростной магистрали (ВСМ) поезда, но и участвовать в ее строительстве. Ранее первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщал, что Китай предоставит 400 млрд руб. (около 5,3 млрд евро) на проект ВСМ Москва–Казань в кредит на 20 лет. 

Отметим, высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 км/ч. И сейчас в России таких дорог практически нет. А пилотным проектом по строительству ВСМ в России стоимостью в 1 трлн руб. должен стать участок Москва–Казань. Ожидается, что дорога протяженностью 770 км сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часа с нынешних 12 часов. 

Если проект Москва–Казань окажется успешным, то в будущем этот участок пути будет продлен и станет частью высокоскоростной магистрали Москва–Пекин и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.

Ранее предполагалось, что поезда для новой магистрали будут производиться в РФ. По крайней мере в интервью федеральным СМИ Александр Мишарин подчеркивал, что «любой поезд, кто бы его ни предложил, должен производиться в России через создание совместных предприятий».

Заметим, что китайское руководство прямо формулирует политическую установку: сначала импортируем технологии, потом самостоятельно их воспроизводим и, наконец, делаем лучше, чем оригинал. Этот принцип виден при закупках российских самолетов или ядерных реакторов. В России же власти часто подменяют вопрос освоения новых технологий темой распределения собственности. И это вполне устраивает китайцев.

Еще в начале мая начальник отдела экспорта вагоностроительной корпорации Чанчуня Ма Чуньшэн сообщал, что Китай и Россия локализуют производство китайских высокоскоростных поездов в РФ. По словам Ма Чуньшэна, ранее российская сторона заявила о намерении закупать поезда для ВСМ Москва–Казань, для чего необходимо создать совместное предприятие (СП), локализация которого составит 50%. 

Примечательно, что при этом в КНР сомневаются в высоком спросе на высокоскоростные поезда в России. «Из российского плана на железные дороги мы знаем, что скоро у РФ не будет большого спроса на высокоскоростной подвижной состав. Потребности в них в ближайшие пять–десять лет приблизительно 100–200 поездов»,   – указал Ма Чуньшэн.

Ранее о своей заинтересованности в проекте по созданию высокоскоростной магистрали Москва–Казань высказывал и немецкий концерн Siemenes. «Для нас этот проект интересен, Москва–Казань – новая высокоскоростная магистраль. Особенно нас интересуют поставки поездов на базе локального производства вместе с «Синарой» (российской машиностроительной компанией. – «НГ»), – объяснял в конце апреля президент Siemens в России Дитрих Меллер. Сообщалось также, что компания готова инвестировать в проект сумму до 2 млрд евро. При этом в Siemenes не исключали и совместного участия в проекте. «Мы активно работаем. Знаем, что и китайская сторона работает – у меня есть надежда, что на трехсторонней основе может быть решение ... для такого мегапроекта нужно усилие не только РФ и КНР, но и других партнеров», – говорил он.

Однако, как сообщает Интерфакс, решающим фактором в пользу партнеров из Китая при строительстве ВСМ президент РФ Владимир Путин называл отсутствие доступа к европейскому финансированию. «При осуществлении таких масштабных проектов ... это вопрос экономических параметров, стоимости. В том числе стоимости кредитных ресурсов», – заявлял он представителю Siemens.

 Выбор китайцев в противовес прежнему лидеру – Siemens – для экспертов очевиден. «Китай берет низкими ценами, отсутствием возможных политических и санкционных проблем», – указывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

При этом эксперты замечают, что Россия в части строительства инфраструктуры ВСМ сильно отстает от ЕС и КНР. «Причин много, но главное, это долгая ориентированность железных дорог на военно-стратегические, а не потребительские задачи», – обращает внимание доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. К тому же, продолжает он, основные инвестиции в рамках РЖД шли не на инфраструктурные проекты, а на подвижные составы. 

И маловероятно, что РФ даже с учетом поддержки Китая сможет сама научиться воспроизводить ВСМ в ближайшие десять лет. «Для этого нужна мощная научно-техническая база», – считает Андриевский. И хотя Россия нуждается в сети ВСМ, вряд ли мы сможем начать их строить китайскими темпами, продолжает эксперт. «Скорее продолжится медленное обсуждение и раскачивание», – не исключает он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры

Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры

Анатолий Комраков

Airbus прогнозирует удвоение парка самолетов в РФ и СНГ

0
1327
США предъявили Китаю ультимативные требования

США предъявили Китаю ультимативные требования

Владимир Скосырев

Вашингтон запугивает Пекин перед встречей Трампа с Си Цзиньпином

0
1847
Маршалу Хафтару может помочь ЧВК Вагнера

Маршалу Хафтару может помочь ЧВК Вагнера

Владимир Мухин

Москве нужно, чтобы порты и терминалы Ливии были под контролем надежного союзника

0
1311
Воспитанники столичных школ на международных олимпиадах стали заметной силой

Воспитанники столичных школ на международных олимпиадах стали заметной силой

Татьяна Астафьева

В Пекине москвичи завоевали еще три медали

0
751

Другие новости

Загрузка...
24smi.org