0
9196
Газета Экономика Печатная версия

22.06.2017 00:01:00

На оборонке затягивают гражданский пояс

Выпуск мирной продукции не вписывается в бизнес-модель военных заводов

Тэги: опк, диверсификация, гражданская продукция, гособоронзаказа


опк, диверсификация, гражданская продукция, гособоронзаказа Гражданская продукция одного из уральских оборонных предприятий появится на улицах городов. Фото с сайта www.zik-ekb.ru

Директорам оборонных предприятий РФ объясняют, что золотой бюджетный дождь для них уже завершился. И теперь оборонке нужно приступать к выпуску гражданской продукции. Между тем чиновники признали вчера, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не готовы выпускать качественную продукцию и комплексные решения для гражданских отраслей. В ОПК далеко не все могут считать деньги и предлагать конкурентоспособные товары.

Для диверсификации производства и перехода на производство гражданской продукции предприятиям оборонно-промышленного комплекса России придется менять бизнес-модель и модель управления, заявил вчера на форуме «Технопром-2017» в Новосибирске зампред коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев. 

Он признал, что главная проблема оборонки – высокие накладные расходы.  «Это плата за создание вооружения и военной техники. Нам приходится платить такую высокую цену, но в гражданке это не пройдет», – сказал он.

Там же вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил запустить процесс сближения стандартов оборонной и гражданской промышленности. Он отметил, что ОПК остается «государством в государстве», и эта тенденция поддерживается рядом барьеров, включая ценообразование, модели финансирования контрактов, контрольно-лицензионные процедуры, а также психологией участников этого рынка. «Нужно сблизить параметры корпоративной среды в оборонном и гражданском секторе», – сказал Рогозин. По его мнению, диверсификация ОПК должна предполагать не только движение военных поставщиков на гражданские рынки, но и встречное движение: организацию производства продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях.

Тревога за положение дел в отрасли понятна: с 2020 года предполагается значительное снижение бюджетного финансирования госзаказа на вооружение. Об этом недвусмысленно предупреждал еще осенью прошлого года президент Владимир Путин на совещании в Туле. «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках Государственной программы развития вооружения будет пройден, – сказал тогда Владимир Путин. – Мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но такого объeма заказов для оборонки не будет».

Тогда же он предлагал обратить внимание на развитие производства гражданской продукции на оборонных предприятиях. Президент полагал, что у ОПК есть потенциал для решения этих задач: «они располагают крепкой производственной, технологической и кадровой базой, имеют хорошие научно-технические заделы», – говорил он. При этом президент просил не повторять негативный опыт советской конверсии, когда военные гиганты производили сковородки, а ориентироваться на потребности современной медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий. В декабре 2016 года во время обращения к Федеральному собранию Владимир Путин призвал повысить долю гражданской продукции в военно-промышленном комплексе до 50% к 2030 году.

Известно, что Госпрограмма вооружения на период 2011–2020 годов предполагала финансирование переоснащения вооруженных сил на сумму около 20 трлн руб., а еще 3 трлн руб. должны быть потрачены на техническое перевооружение оборонной промышленности. В 2017 году на выполнение гособоронзаказа выделено более 1,4 трлн руб.

Денежный дождь, возможно, мешает пока оборонщикам осознать надвигающуюся новую реальность, и перестройка идет медленно.

Зампред Внешэкономбанка Петр Золотарев заявил вчера, что оборонщики представили банку 95 проектов на общую сумму 86 млрд руб. «Стоящих из них менее 10», – сказал Золотарев и потребовал от предприятий ОПК повысить качество проработки проектов диверсификации и выпуска гражданской продукции. «Качество и количество проектов, уровень готовности этих проектов оставляет желать лучшего», – сказал Золотарев.

В стране есть немало предприятий, которые готовы отказаться от дорогостоящего импортного оборудования в пользу произведенного на конверсионных мощностях. Например, «Газпром» сообщил правительству, что готов покупать у предприятий ОПК около 250 изделий на сумму 1 трлн руб. для замены импорта. Но выдвинул условие: продукция должна быть абсолютно конкурентоспособной, качественной, надежной, а цена не должна быть выше, чем у зарубежных аналогов.

 1 трлн руб. с лихвой хватило бы для загрузки мощностей, считает Олег Бочкарев, но для этого предприятия должны предоставлять качественную продукцию и комплексные решения. «Пока оборонка к этому не готова», – констатировал Бочкарев.

Для исправления ситуации он призвал привлекать специалистов с гражданского рынка, чтобы осваивать маркетинг, сервисную поддержку и умение работать на рынке. А Золотарев предлагает выделять гражданские производства из предприятий ОПК и концентрировать их в технологических парках, создание которых финансирует Внешэкономбанк.

В свою очередь, Дмитрий Рогозин предложил компаниям направлять свои предложения в коллегию Военно-промышленной комиссии, которая, по его словам, выведет предприятия либо на потребителей продукции, либо на смежников, с которыми можно организовать кооперацию.

«Предприятия ОПК далеко не всегда озабочены такими вещами, как спрос на продукцию, ее удобство и привлекательность, ее рентабельность. Но наш ОПК имеет большой потенциал развития и способен измениться в нужную сторону при новом подходе к управлению, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Сильный плюс продукции ОПК  – это ее надежность и относительная долговечность. А слабые стороны – это высокая цена, отсутствие привлекательного сервиса и дизайна. Хотя при правильном маркетинговом подходе даже недостатки дизайна можно обернуть в рыночное преимущество: найдется немало тех, кто захочет воспользоваться чем-то, имеющим истинно военный дух». По мнению эксперта, новая бизнес-модель должна научить понимать законы функционирования рынка. «У нас предприятиями ОПК управляют инженеры. Рядом с ними должны появиться грамотные маркетологи и частные инвесторы. Хороший пример являет собой концерн «Калашников», который увеличил долю частных инвестиций до 75%, разработал привлекательный фирменный стиль, работает для покупателя».

«Мы считаем, что эффективным инструментом диверсификации являются кластерные структуры, когда вокруг предприятий ОПК выстраивается пояс из малых и средних предприятий, которые на коммерческих условиях используют производственные мощности, а также технологии, лицензии, интеллектуальную собственность, патенты оборонщиков, и на основе этих технологий сами выпускают продукцию, – сказал «НГ» директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. – То есть предприятие ОПК может не взаимодействовать с конечным заказчиком, а выступать в качестве технологического партнера. За счет этой кооперации срок продвижения продукции на гражданские рынки значительно сокращается. Кроме того, это создает точки роста для региональной экономики, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса получают стабильный заказ со стороны оборонных предприятий».

«Предприятиям ОПК давно пора научиться монетизировать результаты своих научно-технических разработок, – считает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Не секрет, что одним из факторов успеха Силиконовой долины в США являлись военные заказы и военное финансирование. Под военный заказ велись разработки и патентовались изобретения, которые затем попадали на гражданский рынок. Именно поэтому разделение технологий только на гражданские или только военные не является целесообразным».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Противоракетной обороне ОДКБ не хватает "Триумфов"

Владимир Мухин

Российская промышленность не способна обеспечить союзников по организации новейшими зенитно-ракетными комплексами

0
2278
Московский бюджет – 2019 будет не только социальным, но и инвестиционным

Московский бюджет – 2019 будет не только социальным, но и инвестиционным

Татьяна Попова

Диверсификация столичной экономики позволит властям выполнить многочисленные проекты развития и программы поддержки горожан

0
1318
Россия приступила к формированию новой Госпрограммы вооружений

Россия приступила к формированию новой Госпрограммы вооружений

Правительство скорректирует свою политику, направленную на подготовку кадров для ОПК

0
5525
Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Анастасия Башкатова

Провалы в образовании тормозят инновационное развитие

1
2123

Другие новости

Загрузка...
24smi.org