0
213025
Газета Экономика Печатная версия

22.01.2018 00:01:00

Эрдоган накинул на Россию новую петлю

"Газпром" продолжает строить "Турецкий поток" без железобетонных гарантий

Тэги: турецкий поток, газпром, транскаспийский газопровод, каспийский вопрос

Обновлено 12:58 22.01.2018

турецкий поток, газпром, транскаспийский газопровод, каспийский вопрос Строительство «Турецкого потока» идет полным ходом. Фото с сайта www.gazprom.ru

Правительство Турции выдало России разрешение для морской укладки второй нитки «Турецкого потока». В «Газпроме» объявили, что обе нитки газопровода будут введены в эксплуатацию в срок. Правда, для такого оптимизма пока нет оснований. Ведь, как ранее отметил глава МИД РФ Сергей Лавров, для второй нитки нужны «железобетонные гарантии Еврокомиссии». Но их нет. Кроме того, нет гарантий и от самой Турции, что она окончательно разрешит еще и сухопутную укладку второй нитки. Эксперты не исключают повторения с «Турецким потоком» той же истории, которая ранее случилась с «Южным потоком».

Реализация проекта «Турецкий поток», предполагающего строительство двух ниток мощностью 15,75 млрд куб. м каждая, идет полным ходом, сообщают в «Газпроме». Строительство ведется одновременно на трех участках: на берегу в России и Турции, а также в Черном море. На морском участке уложено более 760 км суммарно по двум ниткам: первая нитка рассчитана на турецких потребителей, вторая – на Южную и Юго-Восточную Европу. В Турции начались работы на строительной площадке приемного терминала. Такие достижения перечисляются в пресс-релизе концерна.

Более того, «Газпром» получил «все необходимые разрешения» со стороны правительства Турции для укладки второй нитки газопровода в Исключительной экономической зоне и территориальных водах Турции, сообщили в пятницу в компании. «Теперь абсолютно точно обе нитки газопровода будут запущены в эксплуатацию в срок, до конца 2019 года», – приводит пресс-служба слова главы «Газпрома» Алексея Миллера.

Но такая «абсолютно точная» уверенность кажется странной. Особенно на фоне тех заявлений, которые в минувший понедельник сделал глава МИДа Сергей Лавров. Отвечая на вопросы журналистов, министр сказал: «Пока строится только первая нитка непосредственно для потребителей в Турции. Вторая будет строиться, только если мы получим железобетонные гарантии Еврокомиссии относительно того, что они не выкинут такой же номер, как это произошло с «Южным потоком» в отношении Болгарии, которая, кстати, сейчас опять готова рассмотреть возможность принять к себе вторую нитку «Турецкого потока». Мы будем готовы на любой вариант при 100-процентных гарантиях Еврокомиссии, что он не будет сорван».

Но таких железобетонных гарантий Еврокомиссии нет: судьба второй нитки вне территории Турции туманна. И самое главное – точно так же пока нет особой ясности с сухопутной укладкой второй нитки по территории непосредственно Турции. Осенью прошлого года глава Минэнерго Александр Новак говорил лишь о том, что российская сторона пока только надеется на скорейшее согласование протокола о строительстве сухопутной части второй нитки (см. «НГ» от 23.10.1731.10.17).

«Турецкий поток» преподносился как альтернатива другому проекту – нереализовавшемуся «Южному потоку». В конце 2014 года президент Владимир Путин объявил об отказе РФ от строительства «Южного потока». «С учетом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта… С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения от Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта… Начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться – это просто нелепо», – пояснил тогда Путин.

Все это было сказано в Анкаре на пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Там же Путин заявил о готовности «построить еще одну трубопроводную систему, для того чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики, а если будет признано целесообразным – создать на турецкой территории, на границе с Грецией, дополнительный газовый хаб для потребителей в Южной Европе».

И до определенного момента Турция грезила газовым хабом, а российское руководство гордилось, что смогло дать пощечину европейским чиновникам. Однако реализация альтернативного проекта тоже забуксовала.

Сначала переговоры затягивались из-за разногласий по поводу цен на газ. Затем отношения России и Турции резко ухудшились после того, как в ноябре 2015-го турецкие военные сбили над сирийской территорией российский Су-24. Путин назвал это «ударом в спину» и предупредил Анкару о последствиях. Россия приняла ограничительные меры в отношении Турции, и это коснулось в том числе «Турецкого потока», проект был заморожен. Только спустя полгода Москва и Анкара вернулись к переговорам и наконец осенью 2016-го подписали межправительственное соглашение. Строительство началось в мае 2017-го.

Весьма вероятно, что выдача Анкарой разрешений на морскую укладку второй нитки потока – это часть тех сложных уступок, на которые в последнее время шли обе страны в экономических, политических и военных сферах. Однако даже сейчас, когда, казалось бы, кризис отношений позади, говорить о 100-процентном успехе проекта все равно рано. Особенно если учесть, что проект «Турецкого потока» все чаще выглядит как инструмент шантажа, которым пользуются в Анкаре. Ранее Эрдоган заявил, что Турция не только сотрудничает с Россией, но и рассматривает другие газовые проекты – в частности, по поставкам туркменского газа в Европу через свою территорию.

Из чего следовало, что Турция заинтересована в реанимации Транскаспийского газопровода, строительству которого много лет противилась Москва, не желая конкурировать с дешевым туркменским газом. Евросоюз, Баку и Ашхабад считали, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно согласия стран, по территории которых он будет проходить. Позиция России и Ирана была иной: до решения вопроса по правовому статусу Каспия проект может быть реализован только с согласия всех пяти прикаспийских государств (см. «НГ» от 31.10.17).

В конце прошлого года каспийский вопрос сдвинулся с мертвой точки (см. «НГ» от 07.12.1728.12.17). Как сообщил Лавров по итогам совещания глав МИДов, страны Прикаспийского региона достигли согласия по правовому статусу Каспия, теперь следующее слово должны сказать президенты. В случае окончательного подписания конвенции строительство трубопровода по дну Каспия будет согласовываться теми странами, по секторам которых он пройдет. И тогда Ашхабаду нужно будет договориться только с Азербайджаном и Ираном. Россия из обсуждения выпадет, что будет на руку Турции, разрешившей теперь Москве морскую укладку второй нитки потока.

Но перспективы Транскаспийского газопровода пока можно оставить за кадром. Потому что и без него у России немало проблем. «Пока речь вообще не идет о реальном строительстве второй нитки «Турецкого потока», – замечает директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский. Хотя, как пояснил «НГ» эксперт, наличие разрешения на морскую укладку может все же стать той отправной точкой, от которой «Газпром» будет отталкиваться в дальнейших переговорах с Еврокомиссией. 

«В этой ситуации уже очень много зависит от самих европейских стран на юго-востоке: если они все же решат, что закупать российский газ им выгоднее, и смогут договориться с действующими противниками России, то строительство второй нитки может стать вполне реальным уже в ближайшее время», – поясняет Жарский. Но насколько убедительными с точки зрения Еврокомиссии окажутся доводы юго-восточных европейских стран?

«Безусловно, определенные риски того, что вторая нитка «Турецкого потока» окажется невостребованной и повторит судьбу «Южного потока», существуют, – говорит аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко. – Однако тут следует помнить, что для этого трубопроводного маршрута в целом очень велики уже понесенные затраты, связанные с подготовкой «Южного потока». Во-первых, готова подводящая инфраструктура по территории России. Во-вторых, для «Южного потока» уже были закуплены трубы, которые теперь могут быть использованы для прокладки «Турецкого потока». В этих условиях дополнительные траты связаны только с арендой трубоукладчика для прокладки второй нитки газопровода – вероятно, на такие риски «Газпром» может пойти, ведь дополнительные расходы относительно невелики, а в случае успеха и продления второй нитки «Турецкого потока» по территории ЕС этот проект, если уже сейчас будет укладываться вторая нитка на морском участке, может быть реализован оперативней и дешевле».

Как говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев, «работа будет вестись, люди будут зарабатывать, а все финансовые риски возьмет на себя государство».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кишинев может получить дешевый газ благодаря гагаузам

Кишинев может получить дешевый газ благодаря гагаузам

Светлана Гамова

Молдавия готова принять топливо от "Газпрома" уже в апреле

0
4951
Кто заместит российский газ в Европе c 2025 года

Кто заместит российский газ в Европе c 2025 года

Олег Бондаренко

Развитие Транскаспийского трубопровода как меньшее из зол

0
4437
Молдавия меняет главу МИД и возвращается к "Газпрому"

Молдавия меняет главу МИД и возвращается к "Газпрому"

Светлана Гамова

Кишинев не против российского топлива, если оно дешевое

0
4209
В  Берлине начались бюджетные рождественские страдания

В Берлине начались бюджетные рождественские страдания

Олег Никифоров

Ответственность за промахи правительства ФРГ свалили на Россию

0
3479

Другие новости