0
4288
Газета Экономика Интернет-версия

15.03.2018 09:03:00

Дорогам не разрешают долго жить

Тэги: Автодор, РТЭП, дороги, качество асфальта, модификатор, дорнии, Сергей Илиополов, Инжиниринг, ФАС, Андрей Щеглов


Дороги в России плохие. Старые ежегодно требуют заплаточного ремонта на миллиарды рублей в год, новые через 3-5 лет превращаются в «старые». Почему?

«Дорожники жалуются, что ГК «Автодор» разрешает использовать только один тип модификатора: резиновый термоэластопласт (РТЭП), хотя на рынке существуют сотни различных модификаторов битума и асфальтобетона» - пишет «Российская газета». В связи с этим в конце 2017 года производители химических присадок, продлевающих срок службы дорожного покрытия, обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия «Автодора».

При всем богатстве выбора альтернативы нет

ГК «Автодор» управляет существующими трассами М1 – «Беларусь», М3 – «Украина», М4 – «Дон» и строящимися М11 – Скоростная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург и А113 – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).

Не все подрядчики берутся за работы на этих трассах, так как «для модификации асфальтобетонов технический заказчик дорог – дочернее предприятие «Автодора» ООО «Автодор-Инжиниринг» – допускает к применению только один модификатор асфальтобетонной смеси – резиновый термоэластопласт (РТЭП) ростовского ООО «Дорнии»» - пишут производители в обращении ФАС. При этом на рынке есть масса более качественных аналогов, а тендеры на закупки материалов каждый раз выигрывают одни и те же компании.

Навязанная дорожникам добавка РТЭП, неоптимальна для климатических условий средней полосы России, что приводит к сокращению срока службы дорожного полотна на российских трассах в 2-3 раза ниже европейских. Дорожное покрытие из «автодоровских» асфальтобетонных смесей через 3-5 лет эксплуатации начинает деградировать: образуются трещины, выбоины, наплывы, волны, колеи, знакомые каждому водителю.

Вынужденное использование РТЭП при строительстве ЦКАД и М-11 неизбежно приводит к браку. «Для скоростного строительства и достижения высокой ровности и прочности покрытия неприемлем срок хранения асфальтобетонной смеси с РТЭП в бункере-термосе – до 30 минут, – пишут в жалобе в Федеральную антимонопольную службу представители профессионального дорожного сообщества. – Достижение нужной плотности асфальтобетона, модифицированного РТЭП, даже при оптимальных погодных условиях крайне проблематично, а ниже 10 градусов – невозможно».

В мире существует около 1500 различных модификаторов битума и асфальтобетонных смесей, из которых широко применяется около 30. Наиболее распространенные – модификаторы на основе полимеров (ПБВ) и на основе резиновой крошки, полученной из изношенных автомобильных шин. «В России уже давно производят модификаторы, увеличивающие межремонтные сроки автодорог на 30-50% и больше, то есть до 10-15 лет, что сокращает расходы на ремонт на 40%, а это 100 млрд рублей ежегодно», - рассказывает руководитель Центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. Но нормативные документы, проекты и «авторский надзор» «Автодор-Инжениринг» фактически запрещают использование на подведомственных трассах ГК «Автодор» любых модификаторов, кроме РТЭП. Так, при формировании рабочей документации по ЦКАД-3 выдвинутое подрядчиком предложение выполнять нижние слои асфальтобетона на модификаторе ПБВ было отвергнуто – только РТЭП.

«Явное нарушение антимонопольного законодательства и протекционизм»

Возглавляет «Автодор-Инжениринг» Сергей Илиополов, до 2014 года работавший в Ростовском государственном строительном университете, соавтор патента на упомянутый модификатор РТЭП. Принятые С. Илиополовым некоторые стандарты ГК «Автодор» разработаны, считают дорожники, исключительно с целью обеспечить рынок сбыта только данному модификатору, что есть «явное нарушение антимонопольного законодательства и признаки протекционизма». Речь идет о значительных суммах: ежегодный объем применения РТЭП на объектах ГК «Автодор» составляет 1,5-2 млрд рублей. На рисунке из жалобы ФАС приведены связи Сергея Илиополова с участниками схемы по монополизации рынка модификаторов асфальтобетонов для проектов «Автодора».

1213.png

























Единственным производителем добавки РТЭП является ростовское ООО «Дорнии». Эта же компания разработала стандарт на свой модификатор, согласованный «Автодором». В стандарте содержатся нормативные ссылки на три патента, соавторами и обладателями которых являются Илиополов С.К, Углова Е.В., Щеглов А.Г.

Андрей Щеглов – генеральный директор «Дорнии». Он же генеральный директор и владелец ООО «Доринжсервиса» и бывший генеральный директор в ООО НПП «Юждорнии». В Ростове-на-Дону городской номер телефона (863) 263-77-76 является идентичным для компаний Щеглова НПП «Юждорнии» и «Доринжсервис», а также для ООО «Дортранснии» и ООО НПП «Дортранснии-Инжиниринг».

ООО «Дортранснии» ранее владел сам Сергей Илиополов, а сейчас его собственником является его жена – Вероника Сергеевна. На нее же Сергей Илиополов перевел право собственности на НПП «Дортранснии-Инжениринг» [«ИнжЕ… – не опечатка, так в оригинале – ред.]. Адрес этой компании совпадает с адресом НПП «Юждорнии», в котором директорствует Щеглов.

Шесть приведенных на схеме «доров» с перекрестными схемами владения и управления позволяют создавать видимость конкурентной борьбы на тендерах «Автодора». Из приведенной схемы видно, что семья гендиректора 100%-й «дочки» госкомпании «Автодор» Сергея Илиополова контролирует бизнес как минимум четырех подрядчиков по ремонту дорог, находящихся в ведении этой государственной компании.

Подтвержденное преимущество исключено

Преимущества полимерно-битумного вяжущего на основе СБС полимера подтверждены мировым и российским опытом. В России также производятся модификаторы » на основе резиновой крошки из списанных покрышек, например, «Унирем». Испытания показали, что применение «Унирема» значительно увеличивает усталостную долговечность асфальтобетона: количество нагрузочный циклов до разрушения возрастает на 50% при плюс 20 С и в 10 раз – при минус 16 С. Применение модификатора позволяет увеличить межремонтные сроки автодорог на 30-50% и сократить расходы на ремонт на 40%. Экспертные заключения об этом представлены в жалобе производителей в ФАС.

Все более резкое неприятие дорожниками навязанной им РТЭП связано с большими потерями при переводе государством схемы финансирования дорожного строительства на долгосрочные договора с инвестиционной составляющей (ДИС), концессионные соглашения (КС) и контракты жизненного цикла (КЖЦ). Лоббирование «Автодором» только одного из многих возможных модификаторов и его сомнительное качество может привести к преждевременным разрушениям асфальтобетонных слоев покрытия, что в условиях ДИС и КЖЦ чревато серьезными финансовыми потерями со стороны строителей за 28-летний эксплуатационный период.

Проблемы дорожной отрасли обсуждались весной 2017 года в Санкт-Петербурге на международной конференции «Битум и ПБВ: Актуальные вопросы 2017», организованной ООО «Газпромнефть. Битумные материалы» и ПАО «НК «Роснефть». Рабочая группа из числа производителей битума, ПБВ и других модификаторов рекомендовала ГК «Автодор» приостановить действие ряда стандартов до проведения сопоставительных межлабораторных испытаний асфальтобетонов на основе РТЭП, ПБВ и других модификаторов, то есть до накопления релевантной статистики результатов испытаний асфальтобетонов.

В странах ЕС на долю модифицированных асфальтобетонных смесей приходится 25% от общего объема смесей, в России - 6%. Во многом из-за этого срок службы дорожного покрытия в России в два-три раза меньше, чем за рубежом, в результате основные финансовые ресурсы дорожного фонда страны расходуются не на строительство новых дорог, а на ремонт и содержание уже существующих федеральных трасс. В 2017 году на ремонт и содержание дорог выделено 248 млрд рублей, а на новое строительство и реконструкцию федеральных трасс в два раза меньше – 112 млрд рублей. Не игнорируй «Автодор» более подходящие для российских условий модификаторы, и страна могла бы продлить безремонтную эксплуатацию дорог до 15 лет, не теряя при этом сотни миллиардов бюджетных рублей в год.

Как квалифицировать позицию руководства ГК «Автодор» по навязыванию РТЭП? Диапазон широк: от ошибочной технической политики до сознательного нанесения ущерба государству в особо крупном размере ради личного обогащения топ-менеджеров государственной компании. 

Материал опубликован ИА «Мосмонитор» 14.03.18


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай охладил надежды американцев на кубинский кризис

Китай охладил надежды американцев на кубинский кризис

Ольга Соловьева

Россия поможет Острову свободы ремонтировать железную дорогу

0
3582
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
9741
На восточном развороте образовался железнодорожный затор

На восточном развороте образовался железнодорожный затор

Ольга Соловьева

Экономисты советуют поторопиться с расширением поставок энергоносителей в Китай

0
8063
Сверхвысокая ставка ЦБ не остановила инфляцию

Сверхвысокая ставка ЦБ не остановила инфляцию

Михаил Сергеев

Непродовольственная розница сокращается из-за дорогих кредитов

0
4317

Другие новости