0
2017
Газета Экономика Печатная версия

26.03.2018 00:01:00

При профицитном бюджете власти готовят повышение налогов

Золотовалютные резервы возвращаются к докризисному уровню

Тэги: бюджет, золотовалютные резервы, фнб, налоги


Дорогая нефть вновь наполнила российскую казну до краев и даже чуть больше. Бюджет-2018 будет исполнен скорее всего со значительным профицитом, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Этот лишний бюджетный «жир» в правительстве оценивают в 2% ВВП. При этом как распорядиться этими деньгами, в правительстве толком не знают, поскольку контуры будущей стратегии появятся в Кремле лишь ближе к маю. А идеи по оживлению экономики новый состав кабинета соберет только к середине лета. Но этот вакуум целей и ориентиров не пугает министров. Они заняты привычным делом – планами по увеличению налогов.

«В 2018 году за счет продолжающегося улучшения внешнеэкономических условий и восстановления экономической активности в России ожидается переход бюджетной системы и федерального бюджета к профициту», – говорится в новом докладе о денежно-кредитной политике, который ЦБ опубликовал в прошлую пятницу. Ранее глава Минфина Антон Силуанов оценивал профицит бюджета-2018 в 1,5–2% ВВП.

«При текущих ценах на нефть профицит бюджета может составить около 2% в этом году... За счет прироста нефтегазовых доходов весь профицит будет получен за счет увеличения нефтегазовых доходов в первую очередь, которые зачисляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Чисто технически у нас весь профицит накапливается на счетах, а в начале следующего года перечисляется в ФНБ. Поэтому остатки, которые накапливаются на счетах, создают нам профицит», – объяснял Силуанов.

Подорожавшая нефть помогает РФ пополнять и собственные валютные резервы, которые в ближайшее время достигнут 0,5 трлн долл. «У нас золотовалютные резервы и так пополняются в силу действия бюджетного правила. И по нашим расчетам, мы без специальных дополнительных покупок, интервенций со стороны Центрального банка можем выйти на уровень 500 млрд долл., который мы оценивали как ориентир. Даже не как план, как ориентир. Поэтому в каких-то специальных дополнительных покупках мы не видим необходимости», – рассказала в пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Со стороны внешней торговли картина также складывается благоприятная: прогноз сальдо счета текущих операций в 2018 году повышен с 43 млрд до 59 млрд долл.

Что же собираются делать власти с этим богатством? Пока они и сами толком не знают. Самые общие контуры экономических целей кремлевская администрация должна обрисовать к середине апреля. Эти контуры должны быть оформлены в виде проекта президентского указа о «национальных целях развития РФ до 2024 года», который будет включать экономические и социальные ориентиры – от жилищного строительства и прироста населения до увеличения доходов и сокращения бедности.

Чуть более конкретный план совместных действий правительства и ЦБ по стимулированию инвестиций и экономическому ускорению чиновники должны представить в середине июля. Этот пункт входит в перечень поручений по реализации президентского Послания Федеральному собранию. Примечательно, что главным ответственным по этому пункту со сроком исполнения 15 июля записан Дмитрий Медведев. И этот факт говорит, что нынешний глава кабинета может сохранить эту свою позицию и в будущем правительстве. Планы по увеличению госрасходов могут появиться после формирования нового правительства во втором квартале 2018 года, говорится в докладе ЦБ.

Кроме того, чиновники уже признают, что официальные макропрогнозы нуждаются в пересмотре ввиду их неадекватности. Параметры бюджетной системы могут быть скорректированы с учетом ожидающегося уточнения макроэкономического прогноза, отмечает ЦБ. В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин обещал представить новый макропрогноз в апреле. В нем, в частности, планируется заменить устаревшие ориентиры нефтяных цен в 43,8 долл. за баррель на более соответствующие реальности.

На последней встрече с президентом Антон Силуанов пообещал подготовить предложения по финансированию инфраструктурных проектов, здравоохранения и образования. При этом увеличение финансирования здравоохранения Минфин предлагает нарастить за счет перераспределения расходов. Дополнительным источником для казны должны стать отмена налоговых льгот и увеличение собираемости налогов.

«Большинство решений для реализации тех задач, которые поставлены в Послании, мы сможем отработать вместе с парламентариями в весеннюю сессию в текущем году», – сообщил Силуанов. А это значит, что эти решения появятся раньше, чем совместный план действий правительства и ЦБ по ускорению экономики и стимулирования инвестиций.

Но пока суд да дело министры взялись за согласование повышения налогов на доходы граждан. В четверг вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил планы увеличения ставки налога на доходы для физических лиц (НДФЛ) с нынешних 13% до 15%. «Если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу. Мы жили с 13-процентным налогом достаточно долго, и если дополнительные 2% будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс», – заявил вице-премьер. В этих словах Дворковича сразу две странности. Во-первых, никакие «дополнительные 2%» не могут направляться на здравоохранение, поскольку правительство само отказалось от принципа «окрашенных налогов» в пользу принципа общего бюджетного котла. И во-вторых, в словах Дворковича есть несогласованность с Минфином, который предполагает наращивать финансирование медицины за счет перераспределения бюджета, а не за счет введения новых налогов.

Да и сами по себе идеи увеличения НДФЛ якобы в пользу медицины далеки от общественного консенсуса. Повышение НДФЛ без перехода на прогрессивную шкалу увеличит фискальную нагрузку на бизнес. А в условиях профицитного бюджета, который по итогам 2018 года прогнозируют Минфин и ЦБ, такая мера не требуется, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Однако правительственные чиновники против прогрессивной шкалы НДФЛ. Вместо нее, по словам Дворковича, обсуждается небольшое увеличение подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого минимума.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
1138
России предстоит трудная шестилетка

России предстоит трудная шестилетка

Анатолий Комраков

Правительство предлагает надувать подушку безопасности

0
955
Маневры "Восток-2018" не помешают США ударить по Сирии

Маневры "Восток-2018" не помешают США ударить по Сирии

Владимир Мухин

Несмотря на экономический кризис и санкции, Россия планирует увеличить военные расходы

0
2114
Конфискованные у коррупционеров доходы не озолотят пенсионеров

Конфискованные у коррупционеров доходы не озолотят пенсионеров

Александр Сухаренко

0
660

Другие новости

Загрузка...
24smi.org