0
2985
Газета Экономика Печатная версия

25.05.2018 00:01:00

Четыре года войны с доходами завершились перемирием

Лишь 24% граждан могут не считать каждую копейку

Тэги: экономика, реальные доходы, зарплаты, росстат


экономика, реальные доходы, зарплаты, росстат Кризис научил россиян экономить на покупках продуктов питания. Фото агентства «Москва»

Четырехлетний период падения доходов для россиян, похоже, завершился. Росстат уже доложил о приросте с начала 2018 года реальных зарплат и доходов. Эту же тенденцию подтвердили и последние опросы населения. В них социологи зафиксировали увеличение доли граждан, которые больше не бегают в магазинах за скидками и самыми дешевыми товарами.

За четыре месяца 2018 года реальные доходы населения выросли на 2,3%. А средняя реальная зарплата (с поправкой на инфляцию) увеличилась почти на 10%. На фоне постоянного падения доходов населения с 2014 года такие показатели кажутся настоящей фантастикой. Ведь с началом падения нефтяных цен в 2014 году реальные доходы населения непрерывно сокращались. 

Иногда на 3%, а иногда и почти на 6% в год. Понятно, что нынешний всплеск доходов и зарплат объясняется предвыборными выплатами бюджетникам. Не секрет, что местные власти требовали от руководителей предприятий в регионах выплатить накануне президентских выборов разовые премии не менее полутора тысяч рублей. И эти поручения кое-где были реально выполнены.

И как только в кошельках граждан оказалось чуть больше денег, они чуть-чуть ослабили режим жесткой экономии.

В апреле 2018 года холдинг «Ромир» провел всероссийский опрос об экономии. Граждан спрашивали, на каких статьях расходов они экономят и какие стратегии применяют в целях экономии. Такие же опросы проводились и в прошлые годы. Поэтому социологи смогли зафиксировать изменения в потребительском поведении россиян. В опросе участвовали 1500 человек старше 18 лет, проживающих в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. «Ромир» называет свою выборку репрезентативной для всего населения России.

На сегодня значительно меньше россиян охотятся за скидками и посещают магазины с промопредложениями – 33 и 25% соответственно. Немного сократилось и число россиян, которые покупают продукты впрок, если находят их по привлекательной цене. Теперь доля таких покупателей снизилась с 20 до 17%. При этом постоянной остается доля так называемых рациональных покупателей, которые составляют списки покупок (29%) и приобретают только разумное количество продуктов (23%).

Россиянам, которым приходится экономить, был задан вопрос о том, какие стратегии они применяют в целях сокращения своих затрат. И опросы показывают, что на фоне общего уменьшения числа экономящих среди тех, кто продолжает расчетливо подходить к повседневным покупкам, интенсивность экономии тоже немного падает.

Сегодня 33% россиян (против 36% годом ранее) признаются, что сознательно ищут промоакции и скидки на товары, которые они покупают регулярно. С 30 до 25% сократилась доля тех, кто целенаправленно посещает магазины со специальными предложениями и скидками. Среди любителей скидок несколько выше доля покупателей 45–59 лет, которые проживают в городах среднего размера (до полумиллиона).

С 31 до 27% уменьшилась доля тех, кто признается в покупках более дешевых марок товаров. С 19 до 15% сократилась доля тех, кто сознательно отказывается от дорогих видов продуктов. Такой подход к экономии более популярен среди мужчин, россиян старше 35 лет, для жителей малых городов и сельской местности. Стратегия «не покупаю дорогих продуктов» была зафиксирована в два раза чаще в ответах жителей городов-миллионников по сравнению с другими типами городов.

«Мы наблюдаем все большую рационализацию потребительского поведения. Умение считать полезность покупки стало повседневным инструментальным навыком. С другой стороны, стабилизация цен и постепенный рост доходов приводят к тому, что увеличивается доля не экономящих на повседневных покупках россиян. И вновь мы видим рост демонстрационного и статусного потребления», – комментирует президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Что такое цифровизация российской энергетики

Что такое цифровизация российской энергетики

Павел Завальный

Удастся ли нам создать принципиально новое качество отрасли

0
1094
В погоне за эффективностью

В погоне за эффективностью

Анастасия Пердеро

Новые экономические условия ставят экспертам нестандартные задачи

0
861
Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

0
1565
Строительная отрасль уводит в минус половину страны

Строительная отрасль уводит в минус половину страны

Анастасия Башкатова

Регионы не могут совладать с экономическими качелями

0
1630

Другие новости

Загрузка...
24smi.org