0
3318
Газета Экономика Печатная версия

29.05.2018 00:01:00

Для футбольных болельщиков готовят новый ценник в общепите

Кафе и рестораны обещают не грабить гостей чемпионата-2018

Тэги: мундиаль, чм, общепит, цены


мундиаль, чм, общепит, цены Мундиаль дает заведениям общественного питания надежду на дополнительный приток посетителей. Фото агентства «Москва»

Приток платежеспособных иностранных туристов на футбольный чемпионат мира (ЧМ) может стать удобным поводом поднять цены в точках российского общепита. Увеличение может составить, по разным оценкам, от 5 до 40%, полагают опрошенные эксперты. Правда, сами рестораторы уверяют, что высокая конкуренция защитит болельщиков от ценового произвола. Оборот отечественного общепита благодаря чемпионату увеличится. Но это вряд ли компенсирует потери последних лет кризиса.

Чтобы сектор общественного питания вернулся к показателям докризисного 2014 года, оборот кафе и ресторанов в этом году должен увеличиться больше чем на 4%. Напомним, что эта отрасль только что пережила двухлетний спад. И последствия кризиса пока еще не преодолены. Так, в 2015-м оборот общественного питания сократился на 5% в годовом выражении, в 2016-м – на 2,7%. Затем в 2017-м он увеличился на 3,2%. По итогам первого квартала 2018-го годовой прирост составил около 3,3%.

Краткосрочным драйвером для российского общепита может стать чемпионат мира по футболу. Ведь он обеспечит кафе, бары и рестораны дополнительным притоком платежеспособных туристов – как отечественных, так и иностранных.

«Приедет до 1,5 млн иностранных болельщиков – это огромная цифра», – заявил в начале года председатель комитета Госдумы по физической культуре Михаил Дегтярев. Показатель в полтора миллиона может даже увеличиться по итогам продаж авиабилетов, предполагал в феврале глава Ростуризма Олег Сафонов.

Правда, в конце апреля оргкомитет «Россия-2018» представил результаты исследования, из которых следует, что на самом деле на мероприятиях ЧМ ожидается более 600 тыс. российских болельщиков и свыше 500 тыс. иностранных. Эти цифры приводятся в красочной инфографике на официальном сайте оргкомитета. В тексте доклада упоминаются более точные данные: 695 тыс. российских посетителей матчей ЧМ и 568 тыс. – иностранных. 

Напомним, еще в ноябре 2017-го компания Visa прогнозировала, что «в июне и июле 2018-го Россию могут посетить от 300 до 500 тыс. иностранных туристов в дополнение к 4,3 млн иностранных гостей, которые обычно приезжали в страну в эти месяцы на протяжении последних четырех лет».

Приток туристов в период ЧМ-2018 обеспечит вклад в ВВП РФ около 121 млрд руб., утверждается в докладе  Оргкомитета. По предварительным оценкам, суммарный эффект чемпионата мира по футболу для ВВП России за 2013–2018 годы составит 867 млрд руб., или около 1% годового ВВП.

Но даже 1,5 млн гостей по всей России – это «совсем скромный прирост», считает президент Профессионального ресторанного альянса Дмитрий Левицкий. «Аншлага ресторанная отрасль не ждет. Даже в Новый год или на 8 Марта приток гостей намного выше, – отмечает он. – Чуть большего потока гостей и соответственно выручки по сравнению с остальными ожидают гастробары, пабы и спортивные пабы. Для остальных это повышение потока посетителей будет не более 20%».

Сфера общественного питания скорее получит больше плюсов. Но, как считает руководитель направления обучения и консалтинга в группе компаний «Хурма» Георгий Карпенко, «вряд ли оборот общественного питания колоссально увеличится из-за чемпионата по сравнению с 2017 годом». «Те заведения, которые попали в зону запрета торговли алкоголем, понесут потери», – говорит Карпенко. Повезет же, по его словам, тем, кто «расположен недалеко от стадионов или по пути следования к ним и не попадает в зону, где нельзя торговать алкоголем».

Это подтверждают и некоторые аналитики. «На общее состояние сферы общепита ЧМ-2018 существенного влияния не окажет. Несмотря на ожидаемый общий приток туристов, число городов чемпионата весьма ограниченно», – поясняет аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Возможно, именно поэтому далеко не все заведения занимаются сейчас масштабной перепланировкой и расширением площадей.

«По наблюдению за коллегами по деятельности – никаких специальных перепланировок к чемпионату мира не делается. Но некоторые разрабатывают специальные зоны ресторанного пространства для приема футбольных болельщиков при сохранении мест для постоянных клиентов», – говорит гендиректор сети пироговых «Линдфорс» Вадим Бордюг. По его словам, для обслуживания дополнительного притока туристов «в Москве и Санкт-Петербурге мощностей хватит, а в других городах, таких как Самара, Волгоград или Нижний Новгород, может не хватить».

«Регионы готовятся к чемпионату мира, но глобальных изменений не происходит. Если нужно делать ремонт, делают. Но если требуется специальная перепланировка, то очень редко кто-то будет на это готов», – отмечает сооснователь и гендиректор PIR Expo Елена Меркулова.

«Делать ремонт или перепланировку помещений совершенно нецелесообразно, – считает Карпенко. – Чемпионат будет проходить всего месяц, а в каждом отдельно взятом городе и того меньше. За этот период заведения не смогут окупить вложения в ремонт».

Хотя, как говорит  управляющий партнер ресторанного холдинга «Тигрус» Александр Мурачев, многие рестораны и кафе все же увеличивают количество телевизионных экранов, расширяют летние веранды. «Некоторые бары устанавливают на верандах передвижные ролл-бары для продажи пива, планируют размещать расписание матчей и привлекать комментаторов, – перечисляет он. – Вопрос с персоналом как никогда актуален. Особенно для заведений с летними верандами». «Телеэкраны, меню, униформа, реклама, персонал – обязательные расходы заведений общепита при подготовке к ЧМ. Тратить будут все, – считает Мурачев. – А вот заработать удастся не всем». 

По его словам, сейчас можно понять, какие локации будут в выигрыше: «Это аэропорты, железнодорожные вокзалы, рестораны вблизи знаковых достопримечательностей, пешеходные улицы, кафе у стадионов и пивные бары». Так что чемпионат – полезный опыт для ресторанной сферы, но не факт, что он будет экономически удачным, уточняет собеседник издания.

На этом фоне некоторые опрошенные аналитики опасаются, что ЧМ станет поводом поднять цены. При этом экспертные оценки возможного роста цен сильно различаются.

«Цены в сфере общественного питания в городах, принимающих ЧМ, скорее всего вырастут. Рост будет в пределах 15–40% в зависимости от класса заведения и близости к местам проведения соревнований и размещения болельщиков», – ожидает эксперт компании «ФинЭкспертиза» Игорь Шестаков. Хотя рост будет кратковременным. Между тем первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова прогнозирует рост лишь на 5–7%. «Цены могут вырасти не только в сфере общественного питания, но и в секторе развлечений», – добавляет младший аналитик компании «Фридом Финанс» Ален Сабитов. 

Правда, некоторые представители сферы общепита обещают не пересматривать цены на блюда основных меню. 

«Отдельные рестораторы могут изменить цены в меню со специальным предложением с закусками и напитками. В массе такой ситуации скорее всего не будет», – говорит Левицкий.

«Не думаю, что ресторанный сегмент ощутит на себе массовый рост цен, как это происходит на рынке аренды недвижимости. Некоторые кафе и рестораны, расположенные в близости от стадионов или массовых мест просмотра футбольных матчей, повысят цены примерно на 10%. И скорее всего это повышение будет касаться пива и закусок к нему, нежели всего меню», – предполагает Мурачев.

«В связи с ЧМ не планируется никаких изменений ценовой политики. Наоборот, рестораторы часто готовят специальные предложения и стремятся предложить гостям наиболее привлекательные цены», – считает исполнительный директор группы компаний 354 Exclusive Height Глеб Марач.

«Рост цен возможен, но не у всех. В основном у тех заведений, которые близко расположены к спортивным объектам. Естественно, этот рост цен ударит по посетителям, и, безусловно, большое количество гостей не прибавит качества приготовленным блюдам», – предупреждает Бордюг.

«Ресторанов достаточно много, и конкуренция большая, – обращает внимание Меркулова. – Поэтому встает вопрос, отдашь ли ты своих клиентов соседу, повышая цену, или возьмешь их себе».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дешевые продукты питания будут доступнее

Дешевые продукты питания будут доступнее

Михаил Сергеев

Продовольствие попадет не на свалки, а на столы малоимущим

0
1988
Шольца побуждают теснее сотрудничать с Китаем

Шольца побуждают теснее сотрудничать с Китаем

Олег Никифоров

Переговоры в Пекине показали раскол между политическими и экономическими интересами германских элит

0
1401
Американские санкции  толкнули никель и алюминий вверх

Американские санкции толкнули никель и алюминий вверх

Ольга Соловьева

Мировой рынок отреагировал на риски сокращения поставок металлов из РФ резким ростом цен

0
2020
Ближневосточный конфликт в режиме контролируемой эскалации

Ближневосточный конфликт в режиме контролируемой эскалации

Михаил Сергеев

Иранская атака приведет к ограниченным экономическим последствиям

0
1902

Другие новости