0
7565
Газета Экономика Печатная версия

22.06.2018 00:01:00

Правительство решило добить нефтянку налогами

Цены на бензин будут расти в любом случае

Тэги: кабмин, налоговый маневр, нефтяная отрасль, бензин, цены


кабмин, налоговый маневр, нефтяная отрасль, бензин, цены Фото pixabay.com

Кабмин устремил к финишу налоговый маневр в нефтяной отрасли. Эксперты уверены, что населению от этого радости никакой не будет, а цены на бензин только вырастут.

Кабмин РФ 21 июня согласовал законопроекты, которые позволят завершить так называемый налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, и в ближайшее время внесет их на рассмотрение в Госдуму.

«Налоговый маневр, а вернее, его завершающий этап предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0%. Параллельно и также постепенно будет расти ставка налога на добычу полезных ископаемых: нефти и газового конденсата. Эти изменения начнут действовать начиная со следующего года в течение ближайших шести лет, чтобы они не создавали дополнительной нагрузки на цены», – сказал вчера глава правительства Дмитрий Медведев.

Он отметил, что предлагается сохранить действующие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ими будут пользоваться при добыче нефти на новых морских месторождениях и сохранят для производства СПГ на месторождениях в Ямало-Ненецком округе. Пониженные ставки останутся и для месторождения с так называемыми сложными условиями: для выработанных месторождений, малых участков недр и для так называемой трудноизвлекаемой нефти.

Налоговый маневр кабинета министров не гарантирует улучшения ситуации в нефтепереработке. 	Фото Reuters
Налоговый маневр кабинета министров не гарантирует улучшения ситуации в нефтепереработке. Фото Reuters

Медведев добавил, что предлагается использовать механизм отрицательного акциза. «Нефтеперерабатывающие заводы, где налажено производство высококачественного бензина, дизельного топлива не ниже пятого класса, получат вычет по акцизу на нефть. 

Такой льготой смогут воспользоваться только те компании, которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок», – подчеркнул премьер-министр. Зампред правительства Дмитрий Козак уточнил, что обратным акцизом на нефть смогут воспользоваться компании, завершившие модернизацию нефтеперегонных заводов (НПЗ) в течение следующих трех лет, и компании, которые подпали под санкции США и ЕС. Обратный акциз получат те, у кого доля автомобильного бензина в производстве на внутренний рынок составляет не менее 10%.

Предусмотрено, что в случае роста цен на нефтепродукты на 20% в течение одного квартала будет вводиться экспортная пошлина на бензин в 90%. Если пакет поправок будет принят, налоговые изменения начнутся в 2019 году и будут продолжаться в течение шести лет. За это время, по оценкам, дополнительные доходы российского бюджета от налогового маневра могут составить 1,3–1,6 трлн руб.

Маневр предполагалось проводить с 2015 года. Он должен был стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих производств и такую регулировку рынка, при которой было бы выгодно производить бензин-керосин, а не гнать на экспорт мазут и солярку. Его продвигал Минфин, а жестко против выступало Минэнерго, защищавшее нефтяников, у которых терялась рентабельность.

Ранее представители нефтяных компаний именно Минфин и его незавершенный налоговый маневр обвиняли в убыточности переработки топлива внутри страны и в росте цен на топливо. А в качестве как минимум краткосрочной меры предлагали гибкий акциз, который зависит от ценовой конъюнктуры.

Минфин России убежден, что реализация налогового маневра в нефтяной отрасли не приведет к росту цен на нефтепродукты. Однако опрошенные «НГ» эксперты опасаются, что это не так.

«Обратные акцизы на переработку или снижение акцизов могут носить временный характер, Минфин на перспективу все равно планирует изымать больше средств из нефтяники. И в условиях более высокой цены на топливо на традиционных российских экспортных рынках все равно цены на внутреннем российском рынке будут иметь тенденцию к росту, – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Альтернативой могло бы быть либо снижение налогов, либо принудительное организационно-правовое разделение вертикально интегрированных компаний с созданием в России мощной и относительно не зависимой от добытчиков переработки, но этот сценарий выглядит пока маловероятным».

«Стоимость топлива на внутреннем рынке может вырасти вдвое за счет маневра, – сказал «НГ» начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – Перераспределение налогового бремени делает выгодным переработку за рубежом и побуждает увеличивать экспорт. А на внутреннем рынке может сложиться дефицит топлива и, как следствие, рост цен. Причем в наиболее тяжелом положении может оказаться авиация и энергетика, поскольку мазут и авиакеросин, антимонопольный контроль за которыми слабее, чем за бензином, будут дорожать быстрее. Предлагаемые льготы по акцизам на 100 млрд руб. необходимы для стабилизации цен на бензин или хотя бы помогут сдержать темпы их роста».

«В текущем варианте маневра, если не брать во внимание частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, все еще остается стратегическая проблема: нефтяные компании могут переложить рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо в сокращение своей маржи. Во втором случае некоторые даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, а по этой причине их загрузка будет снижаться, что может привести к дальнейшему дефициту топлива не только в отдельных регионах, но и в стране в целом, – сказала «НГ» доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова.

По мнению эксперта, предложение применить трехкомпонентный подход приведет к привилегированному положению ряда НПЗ, сокращению производственных показателей нефтепереработки, сокращению сектора независимых НПЗ, снижению прибыльности производства других видов нефтепродуктов, не менее значимых для обеспечения и внутреннего и внешнего рынка.

«В результате налогового маневра увеличится НДПИ, а значит, и цена нефти для НПЗ. В результате за шесть лет цены на бензин вырастут в 1,5 раза», – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По его мнению, из-за этого белорусские НПЗ перестанут получать сверхприбыль от покупки российской нефти без пошлины.

«На эффективность наших НПЗ эта мера не повлияет, если, конечно, будет введен «возвратный акциз» и другие компенсационные меры. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) нефтепереработка считается самым низкоприбыльным бизнесом в нефтяной отрасли, прибыль обычно составляет 1–2% в год на вложенный капитал. Если отменят и пошлины на вывоз бензина, то его цена в евро за литр может вырасти в 1,7–2 раза. Если правительство РФ сможет одновременно увеличить уровень зарплат в среднем до 2500 евро в месяц, как планировали в 2012 году, то никто ничего не заметит. Тот же эффект может дать укрепление рубля к евро до уровня 2013 года. Но сомневаюсь, что это возможно», – говорит Танкаев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
773
Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
734
Союзники Нетаньяху покусились на армейские полномочия

Союзники Нетаньяху покусились на армейские полномочия

Игорь Субботин

Глава Генштаба Израиля попал под критику за кадровые перестановки

0
685
Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Михаил Сергеев

Потребление молока в России вернулось к уровню тридцатилетней давности

0
2448

Другие новости