0
2966
Газета Экономика Печатная версия

03.07.2018 00:00:30

Перспективное машиностроение

На рынке спецтехники отечественные производители все увереннее теснят импорт

Тэги: спецтехника, дорожная техника, продажи, импортозамещение


спецтехника, дорожная техника, продажи, импортозамещение Экскаватор-погрузчик TLB 825 – один из бестселлеров российского рынка дорожно-строительной техники. Фото предоставлено пресс-службой «РМ-Терекс»

После длительного спада второй год подряд рынок строительно-дорожной и коммунальной техники переживает подъем. В прошлом году рост объемов продаж составил 45%, а в нынешнем году этот показатель, по некоторым прогнозам, составит 30%. Но никакие «стройки века» и даже чемпионат мира по футболу тут ни при чем.

Такой рост – это естественное стремление отрасли к «залатыванию дыр». Предприятия дорожной, строительной, добывающей отраслей, а также ЖКХ, очевидно, испытывают нехватку технической базы. Для сравнения: во времена СССР в парке насчитывалось 100 тыс. единиц техники, а сейчас на рынке не более 40 тыс. Тенденция к сокращению этой дистанции и наметилась по итогам последних двух лет.

На волне положительной динамики рынка, а также подстегиваемый экономическими санкциями, введенными в позапрошлом году утилизационным сбором и государственными программами финансирования, увеличивается и объем внутреннего машиностроительного производства. И сегмент дорожно-строительной и коммунальной техники в лидерах по приросту – в прошлом году плюс 27% к результатам 2016 года. При этом речь идет об инновационном производстве, которое поставляет на рынок конкурентоспособную продукцию.

Современный рынок в целом тяготеет к стиранию существенных технологических отличий между машинами различных поставщиков. Если 10–15 лет назад разница в технологиях была очевидна, то сейчас она в большей степени касается дизайна и систем управления. Почти на всю технику ставятся одни и те же трансмиссии, гидравлическая система, двигатели. Подобная унификация, с одной стороны, удобна для покупателя: ему не нужно переучивать операторов, если парк пополнился техникой другого производителя, или еще как-то адаптировать уже сложившуюся схему своей хозяйственной деятельности в связи с заменой материально-технических средств (МТС). С другой стороны, это еще больше усиливает конкуренцию между производителями.

На фоне всего этого растет спрос на отечественную строительно-дорожную технику. И несмотря на то что компании, вставшие на тернистый путь импортозамещения, с трудом прокладывают дорогу к потребителю, многие профессиональные операторы, привыкшие за последнее десятилетие к импорту, кто уже успел оценить в работе образцы российской техники последнего поколения, отмечают отсутствие существенной разницы в управляемости и комфорте.

Интерес к отечественной технике можно было наблюдать и на прошедшей специализированной выставке bauma CTT Russia, которая не только является крупнейшим событием рынка спецтехники в России, но и заслуженно носит международный статус. На фоне продукции почти 600 экспонентов из 26 стран мира отечественная техника смотрелась уверенно. Одну из самых заметных экспозиций среди российских участников представила компания «РМ-Терекс».

Каждая из представленных машин не только демонстрирует эффективность в решении задач строительных, эксплуатирующих и подрядных организаций, но и создает комфортную и безопасную рабочую среду для оператора.

Например, кабины автогрейдеров «Брянского арсенала» создавались с учетом всей специфики работы оператора именно этого вида техники. В ней одинаково комфортно работать как сидя, так и стоя. Рычаги трансформируемой рулевой колонки установлены не в полу кабины, а по бокам от рулевого колеса, что значительно снижает его утомляемость. Благодаря шестигранной форме и панорамному остеклению кабина имеет отличные показатели обзорности. Кроме того, как и кабины на всех других машинах этой линейки, она имеет сертифицированную систему защиты от падающих предметов (FOBS) и опрокидывания машины (ROPS).

Один из бестселлеров – это экскаватор-погрузчик TLB 825, выпускаемый на «Тверском экскаваторе». Простой и надежный, высокопроизводительный и маневренный, он оптимален для проведения общестроительных и аварийно-восстановительных работ в условиях города. А за счет подключаемого переднего привода, оптимального дорожного просвета, хорошей устойчивости он становится незаменимым для выполнения работ на строительных площадках различного профиля.

Особое внимание привлекли гусеничные экскаваторы серии TX, также произведенные заводом «Тверской экскаватор». Они не просто созданы с учетом всех последних тенденций в этом сегменте землеройной техники, но и имеют один из лучших показателей мощности в своем классе. Благодаря интеллектуальной системе управления и современной высокоэффективной гидравлике экскаватор позволяет без потери мощности совмещать в одном рабочем цикле большее число операций, ограниченное лишь мастерством оператора. А в сочетании с повышенными рабочими параметрами – объем ковша, глубина, радиус и усилие копания – это дает еще большую производительность.

Отличается среди своих одноклассников и фронтальный погрузчик TL 150 завода «Челябинские строительно-дорожные машины». Среди машин грузоподъемностью 5 т он имеет наибольшую высоту выгрузки (до 3,15 м) и повышенную маневренность (радиус разворота 5,43 м по колесу и 6 м по ковшу). Благодаря габаритной ширине 2,5 м он может свободно передвигаться по дорогам общего пользования, а при высоте всего 3,15 м его можно при необходимости транспортировать на любом виде грузового автотранспорта.

А вот до массового производства беспилотных образцов в сегменте строительно-дорожной и коммунальной техники что отечественным, что импортным производителям далеко. Для большинства сфер применения этой техники беспилотные машины – это в ближайшем будущем нишевый продукт. Применение таких единиц может быть оправданно и эффективно, например, при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью для человека. В обычной же практике вести, скажем, разработку карьеров или очистку фарватеров, сидя в офисе, представляется неосуществимым.

Таким образом, не новомодные особенности определяют успех техники: в условиях сильной конкуренции, которая подкрепляется тенденцией к унификации машин, на первый план выходят даже не их рабочие показатели, а подход компаний-производителей к комплексному сопровождению клиентов.

И сами покупатели сейчас стали рациональнее подходить к вопросу приобретения, учитывая не только первоначальные вложения, но и совокупную стоимость владения техникой, где такие аспекты, как сервисное обслуживание, доступность оригинальных запасных частей, играют ключевую роль.

Российские поставщики, наученные самим же рынком, давно отошли от практики только продаж. Залог долгого плодотворного сотрудничества – это всесторонняя поддержка заказчика от оказания ему помощи на этапе выбора до подготовки его сервисных специалистов и помощи в проведении мероприятий по вводу техники в эксплуатацию.

Решая всегда актуальный вопрос поставки запчастей, заводы «РМ-Терекс» производят их на всю линейку техники. Дилеры, даже работающие на отдаленных и труднодоступных территориях, наладили бесперебойное обеспечение запчастями, не только используя для транспортировки привычный железнодорожный и автотранспорт, но и доставляя срочные заказы по зимнику, по реке или на вертолете. Кроме того, действует обычная практика технической подготовки сервисных специалистов заказчика: обучение проводится как на базе клиента, так и на заводах компании. Имеется и опыт адаптации машин под специфические задачи клиента и условия эксплуатации.

В каком же направлении развивается рынок? По мнению экспертов, он будет и дальше демонстрировать умеренный рост, обусловленный государственными программами и инициативами в сфере прежде всего транспортного сообщения. Это, например, приоритетный проект Минтранса «Безопасные и качественные дороги», согласно которому до 2025 года планируется привести в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние региональную дорожную сеть.

Увеличение темпов ввода жилья и рост объемов гражданского строительства играют немаловажную роль в развитии рынка спецтехники. По данным Минстроя, в 2017 году введено 78,6 млн кв. м жилья, в то время как президент в Послании Федеральному собранию поставил задачу увеличить объемы до 120 млн кв. м.

Кроме того, есть целый список государственных инициатив, куда, например, входят комплексные программы, в частности «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». При благоприятных рыночных условиях это станет платформой для роста и рынка строительно-дорожной техники в том числе.

Подобные планы потребуют как обновления, так и дальнейшего расширения парков спецтехники подрядных и эксплуатирующих организаций. За счет какой техники обновится национальный парк – время покажет.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как восстанавливается экспорт отечественных технологий

Как восстанавливается экспорт отечественных технологий

Николай Кузнецов

Российские ученые и предприниматели ищут партнеров в Центральной Азии

0
5055
В Таджикистане задумались о взятом курсе на импортозамещение

В Таджикистане задумались о взятом курсе на импортозамещение

Андрей Захватов

Становится понятно, почему развитые страны выбрали ориентацию на экспорт

0
5904
Экономику кодируют на программное самообеспечение

Экономику кодируют на программное самообеспечение

Анастасия Башкатова

Компании зачастую обходят идею импортозамещения стороной

0
2564
В России продолжают искать новую экономическую модель развития

В России продолжают искать новую экономическую модель развития

Анастасия Башкатова

Для технологической модернизации нужны и люди, и доходы

0
4165

Другие новости