0
4959
Газета Экономика Печатная версия

18.10.2018 20:21:00

Бензиновый кризис возвращается

Депутаты просят правительство не вводить экономику в топливный шок

Тэги: автобензин, цены, потребительская инфляция, акцизы


автобензин, цены, потребительская инфляция, акцизы Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images

Рост розничных топливных цен до сих пор опережает общий показатель потребительской инфляции в три-четыре раза. Так что временные правительственные смягчения не компенсировали весенние скачки. При этом в сентябре вдруг резко выросли оптовые бензиновые цены – на 10% по сравнению с августом. Похоже, на смену весеннему бензиновому кризису приходит осенний. Но настоящие проблемы начнутся в 2019 году, если правительство действительно в полтора раза повысит акцизы. Госдума поставила в повестку дня вопрос об отказе от повышения акцизов.

За период с начала года по середину октября розничные цены на автомобильный бензин в России выросли в среднем примерно на 9%, а на дизельное топливо – на 10,6%. За тот же период общий рост потребительских цен составил 2,8%. Это следует из данных Росстата.

Тем самым топливные цены, как и в начале этого года, до сих пор растут с опережением общей инфляции – в три-четыре раза в зависимости от вида топлива (см. подробнее «НГ» от 21.05.18). Смягчения, на которые ранее пошло правительство, снизив акцизы и отменив июльскую индексацию, не помогли компенсировать весенний скачок бензиновых цен. Мы до сих пор видим его эхо.

И теперь на это эхо, похоже, накладывается новый – осенний – кризис. В сентябре Росстат зафиксировал резкий скачок оптовых цен на бензин в месячном выражении – сразу на 10% к уровню августа. Такие резкие скачки оптовых цен были характерны для весенних месяцев этого года, и они провоцировали рост розничных цен.

В следующем году правительство планирует существенно поднять акцизы на топливо. Как пояснил, например, вице-премьер Дмитрий Козак в интервью РБК, «акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года». То есть они будут увеличены на 3,7 тыс. руб. за 1 т бензина и на 2,7 тыс. руб. за тонну дизтоплива, уточняло издание.

В заключении на проект бюджета на 2019–2021 годы Счетная палата сообщила: «Цены на бензин в мае текущего года продемонстрировали резкий рост – на 5,6% за месяц. Для стабилизации ситуации… потребовалось принятие мер… Однако в июле и августе цены на бензин снизились незначительно (на 0,2% и на 0,3% соответственно), что недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года».

Счетная палата продолжает: «В соответствии со статьей 193 Налогового кодекса акциз на бензин класса 5 с 1 января 2019-го составит 12 314 руб. (рост по сравнению с 2018-м на 49,9%). Резкий рост акциза в 2019 году связан с возвратом к ранее оговоренному уровню, который планировалось достигнуть в 2018 году». «По оценке правительства, в начале 2019-го не произойдет скачка цен на бензин в связи с действием новых правил исчисления сбора в рамках завершения налогового маневра», – отмечают аудиторы.

«В рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли предусмотрена демпфирующая компонента, которая направлена на поддержку цен внутреннего рынка. Нефтяным компаниям будет предоставлена субсидия из бюджета для сдерживания цен на внутреннем рынке, которая компенсирует увеличение акциза» , – пояснили «НГ» в пресс-службе Минфина. «НГ» уже писала о парадоксальности такого подхода (см. номер от 17.09.18).

Центробанк, как вчера заявила его глава Эльвира Набиуллина, тоже не ожидает большого скачка цен на бензин.

«Однако, по мнению Счетной палаты, увеличение акциза в полтора раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», – предупреждают в ведомстве Алексея Кудрина.

На этом фоне Госдума в четверг приняла протокольное поручение комитету по энергетике запросить в Минфине, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе информацию об анализе влияния акцизов на рост цен на бензин и дизтопливо, а также о мерах, направленных на сдерживание роста розничных цен на топливо. Проект поручения был инициирован депутатами от фракции ЛДПР Алексеем Диденко и Владимиром Сысоевым, передает ТАСС.

«Повышение акцизов может привести к повторению «майского бензинового кризиса», который помимо роста потребительских цен вызвал явное социальное напряжение, – цитирует Интерфакс текст поручения. – Кроме того, подорожание топлива отразится на всей экономике и повлечет ускорение инфляции. Учитывая, что горюче-смазочные материалы составляют 15–20% себестоимости автотранспортных перевозок, то подорожание бензина на 5% в среднем влечет дополнительное увеличение потребительских цен на 0,1–0,2%».

Как пояснил «НГ» ведущий аналитик Amarkets Артем Деев, осенний рост цен на газомоторное топливо – сезонное явление, связанное с ремонтно-профилактическими работами на нефтеперерабатывающих заводах. «Однако в этом году к нему подключились такие факторы, как девальвация рубля из-за новой санкционной волны и рост цен на нефть», – говорит эксперт.

Правда, ссылка на сезонность – не столь убедительный довод. Ведь, например, в сентябре 2017-го оптовые цены на бензин росли по отношению к августу лишь на 1,7%, а, например, в сентябре 2016-го эти цены, наоборот, снизились – почти на 9% в месячном выражении.

Мнения экспертов о дальнейшем развитии событий разделились. Если повышение акцизов и отложат, то «на полгода максимум», полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, «розничные цены на бензин продолжат расти, подогреваемые слухами об акцизах, неважно, достоверными или нет». «Цена за литр 95-го бензина упорно стремится к 50 руб., и она достигнет этого уровня, это вопрос времени, – считает Жарский. – Девальвация рубля по внешнеэкономическим причинам может этот процесс ускорить и вместе с тем ускорить инфляцию до 8–10% годовых».

Хотя, как полагает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева, «вероятность смягчения невысока». «Цены могут вырасти после нового года, но на уровень инфляции», – уточняет эксперт.

«Вероятность, что правительство пересмотрит свои планы, невысока, – говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – А неизбежный рост цен в следующем году будет объяснен мировой конъюнктурой или спецификой работы автозаправок в отдельных регионах. При этом будут сделаны некоторые шаги по сдерживанию роста, но он все равно будет заметен. Особенно на фоне обнищания населения».         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
661
Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
624
Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Михаил Сергеев

Потребление молока в России вернулось к уровню тридцатилетней давности

0
2441
Цены на бензин отражают сокращение производства

Цены на бензин отражают сокращение производства

Ольга Соловьева

Бюджетные выплаты нефтяникам не прекратили подорожания некоторых видов топлива

0
4438

Другие новости