0
2147
Газета Экономика Печатная версия

06.11.2018 21:00:00

Напряжение на топливном рынке достигло критической черты

Экономика страны может не выдержать новых налоговых инициатив правительства

Тэги: бензин, цены, ндс


Ситуация с ценами на бензин в стране, похоже, достигла критического уровня. У правительства одни предложения, у нефтяников – другие. Не секрет, что внутренний рынок бензина и дизельного топлива лихорадит. Ожидаемое повышение акцизов может привести к подорожанию топлива. Чтобы стабилизировать ситуацию, нужны быстрые и эффективные решения. Правительство эти меры уже обсуждало с нефтяными компаниями. Но насколько будут эффективными достигнутые договоренности, до сих пор непонятно.

С начала 2019 года в России должны быть увеличены ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако против этого выступает большинство участников внутреннего рынка, предупреждая о росте цен на топливо и даже угрозе его дефицита. По итогам вышеупомянутого совещания в кабинете министров с руководителями нефтяных компаний вице-премьер Дмитрий Козак сообщил о заморозке цен на бензин и дизельное топливо до конца нынешнего года. Итоги совещания вызвали недоумение у ведущих экспертов-экономистов.

«Договариваться с руководителями нефтяных компаний о фиксации цен на бензин, когда в стране рыночная экономика, – это точно так же, как договариваться с Президиумом Академии наук об отмене закона всемирного тяготения, – заявил на прошедшем на днях круглом столе в ТАСС «Цена автомобильного топлива на внутреннем рынке России» генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Переговоры, которые ведутся, выглядят совершенно нелепо и непрофессионально».

«Правительство с нового года повышает сразу три налога. НДС – это плюс 50 коп. к цене бензина, НДПИ – плюс 1 руб., акциз – плюс 5,5 руб. Вместе все – 7 руб. И предлагает скомпенсировать непонятным обратным акцизом. Эта идея достойна Шнобелевской премии, – отметил Танкаев. – В ситуации, когда рынок бензина находится в напряжении, мы получим повышение цен на топливо на 7–8%».

С такой позицией абсолютно солидарен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По мнению эксперта, «подорожание нефтепродуктов приведет к сокращению их потребления и способно привести к снижению качества жизни населения и исчезновению малых и средних предприятий. В настоящее время резко сократились грузовые перевозки между регионами, ассортимент в магазинах маленьких населенных пунктов ухудшился (стало невыгодно в них доставлять небольшие партии продуктов)».

Понятно же, что нефтяные компании не могут удерживать цены стабильными, поскольку они не могут долго работать себе в убыток. Они уже сейчас теряют при сбыте бензина на российском рынке 2 руб. с литра. Экспортная цена выше внутренней в среднем на 11 руб. за литр. Бизнесу в подобных условиях жить сложно, если вообще не сказать – невозможно.

Между тем ряд экспертов считают, что необходимо коренным образом пересмотреть сложившуюся систему налогообложения отрасли: положение дел в экономике России и без того ухудшается прямо на глазах, вызывая недовольство и тревогу у населения. На том же круглом столе директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечал: «В последнее время правительство дает все больше поводов, чтобы его ругали. Однозначно повышение акцизов приведет к повышению цен на бензин. На фоне борьбы страстей и эмоций, которые сейчас, особенно в регионах, бушуют в связи с так называемым повышением пенсионного возраста, добавлять туда дополнительные эмоции – все равно что плескать бензин в костер. При этом по понятным причинам ситуация сложится аховая».

Бюджет же страны, по словам эксперта, является профицитным, и соответственно возникает закономерный вопрос: зачем надо поднимать ставки топливных налогов, если необходимости в этом нет? Получается, что правительство банальным образом просто изыскивает дополнительные средства для выполнения майских указов президента, действуя тем самым в рамках модели продразверстки, проводившейся в нашей стране в первые годы советской власти.

О том, что финансовых ресурсов в бюджете страны более чем достаточно, говорит и Михаил Делягин: «Правительство столкнулось с явлением, когда оно захлебывается от денег. Неиспользуемые остатки федерального бюджета превышают 4 трлн руб. Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги – для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, то повышаете налоги, все строго наоборот. Так сейчас и поступает правительство Дмитрия Медведева». Эксперт отметил, что правительство увеличивает ставку налога на добавленную стоимость (НДС), вызывая в конечном счете подорожание практически всех товаров, что больно ударит по и без того небогатым гражданам.

«Обратите внимание: цель продразверстки – ВИНКи (вертикально интегрированные компании. – «НГ»), потому что у ВИНКов есть обязательства по обеспечению внутреннего рынка, тогда как большая часть так называемых независимых компаний не обязана этого делать, – подчеркивает, в свою очередь, Алексей Мухин. – Более того, они уже выходят с инициативами компенсации в виде субсидий потерь, которые они понесут с повышением акцизов».

При этом, по его словам, ряд компаний, к примеру «Роснефть», ведут себя социально ответственно, поставляя практически весь объем произведенного бензина на внутренний рынок, другие компании, в первую очередь частные, наоборот, увеличивают экспорт. Следовательно, совершенно правильным является ранее сделанное предложение «Роснефти» поставлять на переработку на российские НПЗ 17,5% всего добытого сырья. А это – весь объем внутреннего рынка. В этом случае исчезает риск возникновения дефицита дизельного топлива и бензина.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев, как известно, на днях пригрозил установить заградительные пошлины на поставки нефтепродуктов за пределы России, если чиновники и руководители нефтяных компаний не найдут компромисса.

«Мы все понимаем, что никаких заградительных пошлин господин Медведев не введет, так как нефтяные компании – это основной ресурс пополнения бюджета. Медведев пугает. Будет введение неких ограничений на экспорт, некоторое подобие лицензирования. Введения запретительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов не будет, – утверждает профессор Никита Кричевский. – Все забыли, что ВИНКи предлагают отправлять 17,5% добытой нефти на переработку для продаж на внутреннем рынке, все забыли, что акциз на бензин когда-то планировался на уровне 2,5–4 тыс. руб. за 1 т, сейчас – 12 тыс. руб. Забыли и о том, что экспортные пошлины практически обнулились усилиями этого самого правительства с 360 долл. до 36 – в 10 раз. И якобы все из-за необходимости наполнять дорожные фонды, чтобы дороги были нормальные».

По мнению Делягина, чтобы не допустить подъема цен на нефтепродукты и снять напряжение, в котором сейчас находится внутренний рынок, необходимо отменить налоговый маневр и отвязать ставку НДПИ от котировок нефти на глобальном рынке.

«Почему цена на нефть внутри России должна зависеть от мирового рынка? Непонятно, – подчеркнул Рустам Танкаев. – Надо совсем отменить акцизы на бензин и дизельное топливо. Бензиновый акциз в этом году принесет в бюджет 300 млрд руб., дизельный – 150 млрд руб. На фоне гигантского профицита бюджета это не те деньги, за которые правительству стоит бороться».

Кричевский, в свою очередь, предложил сохранить ставки акцизов на уровне второго полугодия 2018 года и не поднимать их в ближайшие пару лет. Также следует ввести лицензирование экспорта бензина и дизельного топлива в зависимости от выполнения обязательств конкретными компаниями по их поставкам на российский рынок и установить минимально допустимый объем продаж для каждой из них. Если же независимые компании, любящие часто критиковать ВИНКи, будут уличены в нарушении правил справедливой торговли (скажем, недоливе бензина в баки автомобилей), то следует к ним применять санкции. И, наконец, не мешало бы перенести уплату акциза со стоимости бензина на автозаправочные станции. Данная мера позволит избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
840
Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
809
Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Зарплаты упали в долларах, но поднялись в килограммах мяса и картофеля

Михаил Сергеев

Потребление молока в России вернулось к уровню тридцатилетней давности

0
2452
Цены на бензин отражают сокращение производства

Цены на бензин отражают сокращение производства

Ольга Соловьева

Бюджетные выплаты нефтяникам не прекратили подорожания некоторых видов топлива

0
4446

Другие новости