0
2047
Газета Экономика Интернет-версия

27.11.2018 12:46:00

Нефтяное ралли

Почему Россия не предпринимает мер по сдерживанию падения цен на «черное золото»?

Тэги: нефть, топливо, опек, трамп, хашогги, баррель, саудовская аравия, нефтяные котировки


нефть, топливо, опек, трамп, хашогги, баррель, саудовская аравия, нефтяные котировки Фото Spencer Platt/Getty Images

Ярче всех на внезапное и резкое падение нефтяных котировок в конце ноября отреагировал, пожалуй, телеграм-канал Rasstriga известного теле- и радиоведущего Сергея Доренко. «Нефтюшка! Матушка! Кормилица! Заступница! Углеводородица! Паскудина…», – в сердцах написал он. И впрямь: еще недавно цена на нефть доходила без малого до 80 долл. за баррель, а нынче опустилась ниже 60 долл.

Американский президент Дональд Трамп поставил такое ралли нефтяных цен себе в заслугу, сообщив в Twitter, что доволен поворотом событий, к которым приложил свою президентскую руку. Действительно, Трамп серьезно давил на Саудовскую Аравию, одного из главных производителей нефти, склоняя саудитов не останавливать темп нефтяных качалок и тем самым способствовать снижению котировок «черного золота». Международный скандал с убийством в Стамбуле саудовского журналиста Джамаля Хашогги на этом фоне сильно смахивает на спецоперацию с целью «подвесить» саудитов на американский крючок. Понятно, что в таком уязвимом положении семья саудовского монарха готова к любым уступкам – вплоть до двукратного обвала нефтяных цен.

В сторону пожеланий США ориентирована и ОПЕК: картель осторожничает в своих действиях, заявляя о том, что не намерен идти на резкие движения и кардинально ограничивать нефтедобычу. Это значит, что ОПЕК устраняется от влияния на ситуацию.

В таком положении, когда американцы явно захватили инициативу на нефтяном рынке и практически диктуют тренд на снижение цен, да еще и усиливают давление словесными интервенциями президента Трампа, России полагалось бы не менее внушительно обозначить свою позицию. У нас есть чем ответить на политическую игру в обвал котировок: в конце концов, громкие слова нашего руководства имеют цену никак не меньшую, чем заявления Трампа. Одного намека президента, премьера или министра энергетики Александра Новака о потенциале российской нефтедобычи и нашей способности помочь росту цен на нефть было бы достаточно хотя бы для того, чтобы отрезвить рынок.

Но нет: реакция как российских властей, так и нефтяников совершенно иная. Так, в российском Белом доме заявляют, что Россия, оказывается, вовсе и не стремится к «слишком высоким ценам на нефть». Министр энергетики Александр Новак утверждает, что, мол, ситуация под контролем, ничего страшного на нефтяном рынке не происходит. А замглавы Внешэкономбанка Андрей Клепач и вовсе возрадовался достижению Трампа по обвалу нефтяных цен, заявив, что высокие цены на «черное золото» не принесли России ничего, кроме вреда. А за ним и капитаны российского нефтяного бизнеса высказываются о том, что нынешние порядком просевшие нефтяные цены их вполне устраивают.

Понятно, что отечественные нефтяники ни в какую не хотят идти на снижение нефтедобычи, руководствуясь принципом «лучше меньше, да больше»: по их мнению, пусть цены и маленькие, зато свой гешефт можно взять увеличенным объемом производства. Однако такой подход если и хорош для нефтяных компаний, то лишь на время: ведь увеличение добычи сопряжено с необходимостью внедрения новейших технологий, которые нынче под западными санкциями. А значит, если не завтра, то послезавтра нефтяники столкнутся с серьезными проблемами, разрешение которых так или иначе возможно лишь при условии высоких цен на нефть. Кроме того, избранный нефтяниками алгоритм ставки на рост добычи вопреки падению цен чреват повышением затрат на производство, потребностью в новых инвестициях. Даже если замкнутая система нефтяной отрасли и будет способна в таких условиях на самообеспечение, то нефтяных денег на социальную сферу уже может не хватить. Значительный дефицит Пенсионного фонда еще никто не отменял, зарплаты бюджетникам тоже нуждаются в нефтегазовой подпитке, не говоря о многих других статьях госрасходов, которые напрямую завязаны на нефтегазовые доходы.

Правительство успокаивает: дескать, состояние экономики сегодня столь устойчиво, что может выдержать испытания любыми ценами на нефть. Однако даже либеральные экономисты и финансисты, например, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина открыто демонстрируют недоверие таким заверениям. Так, в представленном на днях руководителем регулятора прогнозе развития ситуации в РФ говорится о том, что при дальнейшем падении нефтяных цен экономику страны ждет рецессия, двузначные показатели инфляции, а значит – еще более значительное падение уровня жизни и сокращение соцрасходов.

Но даже обнародование такого негативного сценария, который на фоне снижающихся цен на «черное золото» становится все более осязаемым, не привело практически ни к каким встречным действиям правительства. Не слышно ни выступлений депутатов Госдумы с требованием к кабинету министров отчитаться о том, что сделано для предотвращения угрозы обрушения рынка нефти, ни заявлений сенаторов, не видно ни «круглых столов» экономистов по этой насущной теме, ни даже сюжетов на телеканалах.

Такое впечатление, что внешняя работа по нефти, включая консультации с ОПЕК и странами-нефтедобытчиками, по какой-то причине остановлена, а сам вопрос нефтяных цен целиком отдан на откуп американским партнерам, которые в отличие от нас не теряли времени даром и серьезно обработали арабский нефтяной конгломерат. Нефть, на глазах превращающаяся из «кормилицы» в «паскудину», как будто бы уже перестала быть главным богатством страны и ее стратегическим ресурсом. Иначе столь прохладное отношение к судьбе барреля на рынке не объяснить.

Между тем, недавний опыт падения цены на нефть ниже 30 долл. за баррель должен был впечатлить российских чиновников и политиков. По сути, страна тогда, в 2014-2015 годах, оказалась в шаге от беды: если бы цены снизились еще сильнее или если бы низкий их уровень продержался в течение еще нескольких месяцев, то экономика попросту не выдержала бы такого удара и могла пойти вразнос.

Предыдущее падение нефтяного рынка не зря называли скрытой атакой на Россию в довесок к санкциям. Похоже, что западные партнеры четко уяснили наше больное место и взялись бить по нему вторично с новой силой. Их логику понять можно, но вот где наш «ответ Чемберлену» на уровне дипломатии, разведки, встречных словесных интервенций и экстренных правительственных решений?

Похоже, что мы, как всегда, опаздываем и долго запрягаем, в то время как заклятые партнеры действуют на опережение. И это совсем не вселяет уверенность в том, что завтрашний день удастся прожить без неприятных сюрпризов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Макрон готов обсуждать с Путиным возможности деэскалации в Украине...

Макрон готов обсуждать с Путиным возможности деэскалации в Украине...

Юрий Паниев

Европарламент первым в мире одобрил закон об искусственном интеллекте

0
1228
Россия согласна потерять долю мирового рынка ради поддержания нефтяных котировок

Россия согласна потерять долю мирового рынка ради поддержания нефтяных котировок

Михаил Сергеев

США повысили прогноз по ценам барреля черного золота на ближайшие два года

0
3742
Орбан первым в ЕС сделал ставку на победу Трампа

Орбан первым в ЕС сделал ставку на победу Трампа

Геннадий Петров

Перспектива смены президента США слишком воодушевляет евроскептиков

0
1841
Погиб ли российский рынок пеллет

Погиб ли российский рынок пеллет

Михаил Аким

Санкции в отношении твердого биотоплива усложнили логистику

0
3914

Другие новости