0
7681
Газета Экономика Печатная версия

29.07.2019 21:00:00

Как "ГАЗель" стала народным автомобилем

Горьковский автозавод отмечает 25-летие выпуска первой машины легендарной марки

Тэги: горьковский автозавод, газель


горьковский автозавод, газель «ГАЗель NEXT» сейчас – самая популярная модель на рынке коммерческого транспорта РФ. Фото © Группа ГАЗ

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) на днях отпраздновал 25-летие схода с конвейера первой серийной «ГАЗели». Новинка произвела переворот на российском рынке, положив начало целому семейству машин, которые стали самыми успешными легкими коммерческими автомобилями в новейшей истории страны – к настоящему моменту предприятие произвело уже более 2 млн машин под этим брендом. «ГАЗелям» нет равных в своем сегменте по количеству модификаций и вариантов спецтехники, среди которых – грузовые и грузопассажирские модели, цельнометаллические фургоны и «комби», микроавтобусы с разным количеством мест, машины скорой помощи и школьные автобусы. В настоящее время ГАЗ выпускает две линейки семейства – автомобили «ГАЗель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT».

Возвращение полуторки

«ГАЗель» для нашей страны – не просто известное семейство грузовиков и микроавтобусов. Его название стало нарицательным – так иногда именуют вообще весь класс легких коммерческих автомобилей. А международные эксперты считают этот бренд одним из самых дорогих в России: агентство Interbrand в 2013 году оценило его стоимость в 32,3 млрд руб.

У этой огромной популярности есть своя предыстория. Одним из заметных изъянов в развитии отечественного автомобилестроения было то, что легкие грузовики советской промышленностью практически не выпускались. Исключение – полуторка ГАЗ-АА, производство которой началось еще в 1932 году. После нее в течение 60 лет разработок автомобилей грузоподъемностью 1,5 т в СССР так и не появилось – сказывалась неповоротливость плановой экономики. Хотя потребность в маневренных и экономичных небольших грузовиках была очевидной, ведь даже небольшие грузы приходилось перевозить на среднетоннажной технике, что приводило к транспортным и топливным издержкам.

Проблему начали решать только к концу 80-х годов. Советские чиновники оценили, какие автопредприятия могли бы справиться с разработкой и выпуском новой машины, и остановили свой выбор на ГАЗе, обладавшем всеми необходимыми инженерными и производственными компетенциями. Разработкой концепции новой модели занялись в 1988 году, и в 1992 году три первых образца и комплект конструкторской документации уже были готовы. Серийное производство было освоено в кратчайшие сроки: 20 июля 1994 года с конвейера сошла первая «ГАЗель» – бортовой грузовик ГАЗ-3302. Авторами новинки были несколько человек: Владимир Четвериков, в то время ведущий конструктор грузовых автомобилей, а сейчас гендиректор Объединенного инженерного центра Группы ГАЗ, был главным разработчиком, Станислав Волков и Владимир Фузеев разработали дизайн, а тогдашний заместитель главного конструктора ГАЗа Владимир Носаков предложил удачное название – «ГАЗель». Значительный вклад в создание ГАЗ-3302 внес и главный конструктор автопредприятия Юрий Кудрявцев.

За грузовиком ГАЗ-3302 пошли и другие модификации: в 1995 году – первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027 и цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996-м начался выпуск микроавтобусов. Появление «ГАЗели» на рынке пришлось как нельзя вовремя: аналогов у нее не было, а потребности в таких моделях были большими. Малый и средний бизнес, предприятия коммунального хозяйства и пассажироперевозок, медицинские учреждения – недорогая и практичная новинка шла нарасхват, позволив провести масштабное обновление транспортного парка. Причем не только в России, но и в странах СНГ.

Перезапуск ГАЗа

Парадоксально, но, выпуская такой востребованный автомобиль, сам автозавод к концу 90-х приходил в запустение. Неумение руководства предприятия работать в условиях свободной рыночной экономики усугублялось последствиями дефолта 1998 года. Качество продукции было предельно низким: подавляющее большинство автомобилей прямо с конвейера отправлялось в ремонтную зону. Простои производства из-за нарушения графика поставок комплектующих и отсутствие средств (в ходу тогда были вексельные и бартерные расчеты) стали регулярными явлениями. На складах скопились тысячи некомплектных автомобилей. По сути, завод находился в предбанкротном состоянии.

Ситуация начала меняться с приходом нового акционера – в 2000 году предприятие купил Олег Дерипаска. Предприниматель начал с элементарного наведения порядка, выстраивания производственных процессов и изменения мышления работающих на заводе людей. За образец была взята японская система «бережливого производства», изучить которую бизнесмен поехал на завод Toyota. В основе этой системы философия постоянных улучшений: каждый сотрудник, от рабочего до менеджера, вовлечен в процесс совершенствования производственных операций. Дерипаска организовал кадровую подготовку для ее применения на ГАЗе. Благодаря системе «бережливого производства» производительность труда выросла в четыре раза и не уступает стандартам, принятым в мировом автопроме. ГАЗ стал пионером ее внедрения в России, а поскольку ее принципы применимы в любых отраслях экономики, на предприятие ежегодно приезжают перенимать этот опыт представители сотен компаний.

«Со временем мы поняли, что, хотя на конвейере вроде все были при деле, большая часть времени все равно уходила на переливание из пустого в порожнее, – рассказывал про этот переломный этап директор по производственной системе Группы ГАЗ Александр Моисеев в одном интервью. – Один ходил за деталями. Другой пытался совместить отверстия на двух деталях, чтобы завинтить болт. Третий ждал, пока конвейер запустят после очередного простоя. Оказалось, что в этих бессмысленных действиях и кроются резервы для роста». Внедрение новой системы, кроме повышения производительности труда, помогло изменить отношение к работе в лучшую сторону, вспоминал менеджер: «Еще один эффект, который последовал сразу, – психологический. Идеи для улучшения операций мы собирали у рабочих, и люди увидели, что их работой интересуются. Сразу пошла поддержка снизу!»

Затем пришло время «железа» – строились новые цеха, закупалось новое оборудование, внедрялись лучшие технологии. При этом принципиальной позицией Дерипаски было сохранение собственных инженерных компетенций, собственного конструкторского центра, обучение молодых специалистов из отечественных вузов, чтобы российские машины создавались российскими инженерами. А еще одним важнейшим направлением стала организация Группой ГАЗ в Ярославле серийного производства двигателей, соответствующих самым высоким экологическим стандартам. Проект стал беспрецедентным для российского автопрома: многие в отрасли предпочитают идти по пути создания совместных производств с иностранцами, но Дерипаска настоял на более сложном, дорогом и длительном варианте – разработке полностью отечественного двигателя. Фактически он занялся импортозамещением в автопроме за 10 лет до того, как оно стало стратегическим направлением развития на государственном уровне.

Пополнение в семействе

С начала выпуска первых «ГАЗелей» семейство прошло уже полную смену поколений. Ставка неизменно делалась на сочетание нескольких факторов: оптимальную грузоподъемность (1,5 т), высокую маневренность (что очень важно в городских условиях), надежную, приспособленную к интенсивной эксплуатации конструкцию, функциональность – возможность самой разнообразной планировки салона, низкую цену и быструю окупаемость. Обновление проходило в несколько этапов. В 2002 году был модернизирован интерьер и внешний вид автомобилей, изменена компоновка подкапотного пространства, поставлена принципиально новая светотехника. В 2010 году появилась «ГАЗель БИЗНЕС» с усовершенствованными системами управления, тормозов, подвески – всего в автомобиль внесли около 200 конструкторских и технологических изменений. Модель стала бестселлером и выпускается до сих пор.

А самые важные изменения произошли в 2013 году, когда стартовало серийное производство принципиально нового автомобиля – «ГАЗели NEXT», который быстро завоевал доверие и уважение профессионалов и сейчас является самой популярной моделью на рынке коммерческого транспорта. Проект создания новой линейки техники стал крупнейшим для российского автопрома. Он включает в себя не только разработку машины, но и масштабную модернизацию производств ГАЗа: создание новых линий штамповки, сварки, окраски, организацию современных автокомпонентных производстств.

Вслед за бортовым грузовиком «ГАЗель NEXT» были выпущены грузопассажирская версия и каркасный автобус, цельнометаллический фургон и новые микроавтобусы в нескольких модификациях, сотни модификаций спецтехники для различных видов бизнеса, экспортные версии машин для различных рынков. Новейшей моделью в семействе «ГАЗель NEXT» стали грузовой фургон и микроавтобус на сверхдлинной колесной базе полной массой 4,6 т, продажи которых стартовали в 2019 году.

В России «ГАЗель» является бесспорным лидером в своем классе, занимая около 50% рынка легких коммерческих автомобилей. Но при этом еще несколько лет назад ГАЗ принял стратегическое решение о необходимости масштабного вывода своей продукции на международные рынки. Экспорт является драйвером развития технологий российского автопрома с учетом более высоких экологических и технических требований, которые действуют, например, в Европе, а также позволяет компенсировать падение объемов российского рынка и ослабление рубля. Если в 2013 году ГАЗ поставлял технику в 27 стран мира, то сегодня работает уже в 45 странах. Ключевыми регионами развития являются Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка, Восточная Европа, ведется активная работа и в странах СНГ.

Российский «автомобиль для всех»

Владельцы «ГАЗелей» с теплотой вспоминают, как эти автомобили годами и даже десятилетиями помогали им в работе. «Свою первую «ГАЗель», бортовую машину ГАЗ-3302, я приобрел для перевозки грузов 21 год назад, – рассказывает Виталий Бочкарев, владелец транспортной компании ООО «ЛТК-НН». – Это были 90-е годы, никакой определенности, на чем можно построить свой бизнес и стабильно зарабатывать. Я в то время арендовал среднетоннажник ГАЗ-3307 для перевозок грузов, но для транспортировки небольших грузов нужен был легкий грузовичок. Купил «ГАЗель» – экономичнее и мобильнее. Иномарки же тогда были в основном подержанные, что само по себе создает риск да еще проблемы с обслуживанием и запчастями. «ГАЗель» первого поколения была надежным и по тем временам комфортабельным автомобилем. Хорошо запомнилось, как мне пришлось ездить на ней в Кировскую область: в 35-градусный мороз автомобиль заводился совершенно спокойно, без дополнительного обогрева».

Сегодня компания бизнесмена эксплуатирует четыре машины «ГАЗель NEXT». «Вообще «ГАЗель NEXT» – безусловно, шаг в будущее, – считает Виталий Бочкарев. – Ее плюсы – независимая передняя подвеска, джойстики вместо традиционных рычагов, стеклоподъемники, системы предпускового подогрева двигателя, противотуманные фары. Водители не устают на дальних расстояниях. Удобно, что на каждом шагу есть сервис и запчасти. Машины не простаивают, это очень важно для нас».

В автопарке предпринимателя из Нижнего Новгорода Александра Самойлова, который занимается перевозками продуктов питания по всей России, – четыре современных автомобиля «ГАЗель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT»: один – с дизельным двигателем и три – на сжатом природном газе (CNG). «Их пробег составляет от 50 до 100 тыс., но дело даже не в этом. Я оцениваю машины по тому, сколько времени они служат. И «ГАЗель» – несомненно, надежный автомобиль, экономичный и функциональный, – отметил бизнесмен. – В ближайшее время планируем приобрести еще одну «ГАЗель NEXT CNG».

«Нам, как правило, нужны автомобили с холодильным оборудованием, и кубатура фургонов «ГАЗель» отлично ему соответствует, – отмечает предприниматель. – Мы можем заказать у официального дилера ГАЗа фургон именно с такими габаритами, какие требуются, чтобы перевезти нужное количество продуктов. Ставка на машины CNG помогает снижать затраты на горючее. Другие производители техники на газовом топливе используют в основном пропан, а он дороже и потому нам не подходит. ГАЗ выпускает машины, укомплектованные современным оборудованием для CNG. Конечно, актуальным остается вопрос заправок: в Центральной России их больше, но нам периодически приходится ездить на север страны. Чтобы решить проблему с топливом, производитель по требованию заказчика увеличивает количество баллонов».

За четверть века «ГАЗель» стала по-настоящему народным автомобилем. «Появление в России экономичной и выносливой полуторки, пожалуй, сравнимо по значимости с началом конвейерного выпуска автомобилей «Форд», с которого началась массовая автомобилизация Америки, – рассказывал как-то Олег Дерипаска. – В России в сегменте коммерческих перевозок «ГАЗель» стала нашим воплощением девиза Генри Форда «Автомобиль для всех» – это доступная машина для семьи и бизнеса, для школы и медицины, для коммунального хозяйства, строительства и других сфер нашей жизни». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нижегородский автопроизводитель стал локомотивом восстановления российского автопрома

Нижегородский автопроизводитель стал локомотивом восстановления российского автопрома

Андрей Гусейнов

Многолетняя стратегия компании позволяет ей успешно проходить нынешний сложный этап для отрасли

0
3217

Другие новости