0
6829
Газета Экономика Печатная версия

06.08.2019 19:56:00

Новых автомобилей в России покупают все меньше

Но кредитов на покупку машин берут больше

Тэги: автомобили, продажи, покупка, кредит

On-Line версия

автомобили, продажи, покупка, кредит Подорожавшие авто россияне все чаще покупают в кредит. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опять зафиксировала падение продаж легковых автомобилей, на этот раз и в июле, и за все семь месяцев 2019 года они сократились на 2,4%. При этом россияне на фоне продолжающегося падения реальных доходов усиленными темпами наращивают кредиты на покупку железных коней.

Ассоциация европейского бизнеса опубликовала отчет о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в июле и за семь месяцев 2019 года: по обоим показателям спрос сократился на 2,4% по сравнению c аналогичными периодами прошлого года.

В июле было продано 139,97 тыс. новых авто, а всего за январь-июль – 968,7 тыс. По данным АЕБ, лидер среди производителей на российском авторынке «Автоваз» показал нулевой рост продаж в июле (29,5 тыс. авто), правда, за семь месяцев отечественному автогиганту удалось показать прирост продаж на 2%. На втором месте – южнокорейская компания KIA: ее продажи в июле выросли на 2%, но с начала года – на 1%. Замыкает тройку Hyundai, сокративший количество проданных в июле автомобилей сразу на 4%.

Автомобильный рынок сокращается уже не первый месяц – в июне продажи упали на 3,3%, а в мае и того больше – на 6,7%. Когда в марте продажи выросли на 1,8%, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер говорил, что небольшой плюс в мартовских продажах, следующий за схожим маленьким минусом в феврале, сигнализирует о том, что рынок выбирает направление движения в 2019 году. Теперь, после череды падений, его заместитель Ларс Химер заявил, что рыночные ожидания до конца года не улучшатся. Напомним: в 2018 году в России было продано почти 1,6 млн машин, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Падение продаж идет на фоне рекордов, которые устанавливают в России автокредиты. По данным исследования бюро кредитных историй «Эквифакс», российские банки во втором квартале 2019 года выдали россиянам рекордную сумму на автокредиты – 152 млрд руб., что на 25% превысило показатель за первый квартал. Установили новый рекорд россияне и по количеству взятых кредитов. По данным экспертов, во втором квартале банки выдали 202,5 тыс. автокредитов, что стало историческим максимумом. Предыдущий рекорд был установлен россиянами в четвертом квартале 2018 года, когда было взято 197,1 тыс. кредитов.

В результате рекордные выдачи позволили банкам нарастить портфель автокредитов за апрель–июнь на 5,1%, до 736,3 млрд руб. Эксперты «Эквифакс» отмечают, что у портфеля автокредитов устойчивая тенденция к росту уже четыре квартала подряд после некоторого спада летом прошлого года, а уровень его риска, считают они, по-прежнему остается на минимальных уровнях.

Впрочем, ранее в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) рассказывали, что доля просроченных долгов по автокредитам в России за пять месяцев 2019 года выросла на 1,1 процентного пункта и по итогам мая составила 8,9%. Годом ранее, в мае 2018-го, эта доля составляла всего 6,8%.

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков отмечал, что рост просрочки связан с тем, что автокредиты – это менее рискованный, с точки зрения кредиторов, вид розничного кредитования. Так как машина находится в залоге, кредиторы предоставляют займы на покупку автомобилей и более рискованному сегменту заемщиков. Кроме того, он отмечал, что активно развивается и рынок кредитования на покупку подержанных автомашин, где также достаточно велика доля высокорискованных заемщиков.

Продажи новых авто падают, несмотря на активную поддержку со стороны государства автомобилей, произведенных в России. Как сообщал ТАСС, Минпромторг нашел необходимые средства в размере 10 млрд руб. и с 1 июля возобновил программы господдержки спроса на авторынке, по программам льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (6 млрд), а также программы льготного лизинга автомобилей (4 млрд). Глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что исходя из спроса и возможностей этой суммы должно хватить до конца года.

«Продажи авто снизились с 2014 года почти на 40%. Разумеется, основная причина – это падение доходов населения, которое все меньше готово тратить на авто, несмотря на привлекательные условия со стороны кредитных организаций, увеличивающих общий срок кредитования в погоне за клиентами», – сказал «НГ» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

По словам эксперта, в 2018 году удалось вернуться к докризисным показателям по общей сумме проданных автомобилей в основном за счет роста средних цен: 2,4 трлн руб. было потрачено на машины в прошлом году, а куплено 1,8 млн штук. «В 2018 году продажи авто увеличились на 12,8% во многом благодаря последним месяцам года, когда население приобретало продукцию в ожидании увеличения НДС», – поясняет Николаев. По его мнению, 2019-й должен оказаться менее успешным, так как существенного стимула для покупок авто нет. 

«Рост автокредитов набирает обороты на фоне динамики рынка в связи с тем, что цены на новые автомобили поднимаются, средний рост за год по большинству марок составил +2,4%, – сказал «НГ» директор «Ауди Центр Авилон» Ренат Тюктеев. – Чтобы стимулировать спрос, дилеры в союзе с производителями стали активнее использовать финансовые инструменты. Так, к примеру, импортер «Ауди» объявил о снижении с 1 августа более чем в 3 раза кредитной ставки по программе Audi Credit с 9,9 до 3%».

«Доходы населения продолжают падать, а это значит, что количество людей, готовых приобрести новый автомобиль еще и за наличный расчет, также становится меньше. Поэтому стали покупать автомобиль с частичным кредитованием или переходят на автомобили с пробегом, – сказал «НГ» ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. – В первом квартале 2019 года объем продаж автомобилей с пробегом вырос на 0,5%, похожую динамику продемонстрировал и рынок новых машин – вырос на 0,4%. Однако если посмотреть в реальном выражении, разница колоссальная. В б/у сегменте продажи составили 1,14 млн единиц, а в новом – 368 тыс.».

Продажи новых автомобилей сейчас держатся в основном за счет кредитования, считает эксперт. «Производители, учитывая снижающийся спрос, предлагают скидки, а также привлекательные программы кредитования. Тем более ЦБ РФ этому благоволит, снижая ключевую процентную ставку. Однако даже этот кредитный спрос не может обеспечить рост продаж», – говорит Капустянский.

«Доля продаж автомобилей в кредит растет в связи с сокращением доходов и покупательской способности населения, – подтверждает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. – У клиентов недостаточно свободных денег, чтобы покупать автомобили без кредита, а кэптивные банки сейчас предлагают очень хорошие условия по автокредитам. Таким образом, несмотря на сокращение общего объема продаж на авторынке, доля продаж в кредит увеличивается. И, вероятно, в будущем данное противоречие будет только усиливаться».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выдача ипотеки может сократиться на 30% в 2024 году

Выдача ипотеки может сократиться на 30% в 2024 году

Ольга Соловьева

Минфин хочет завершить льготные программы в заявленные сроки

0
2418
Горожане тратят на съемное жилье от трети до половины зарплаты

Горожане тратят на съемное жилье от трети до половины зарплаты

Анастасия Башкатова

Стоимость аренды гипотетически могла бы удвоиться, но платить будет некому

0
3569
Машины не для жизни

Машины не для жизни

Анастасия Башкатова

Почти 70% легковых автомобилей, которыми пользуются россияне, выпущены до 2014 года

0
3004
Армия заемщиков выросла до 50 миллионов человек

Армия заемщиков выросла до 50 миллионов человек

Михаил Сергеев

Средний долг россиянина достиг 970 тысяч рублей

0
4216

Другие новости