0
2463
Газета Экономика Печатная версия

07.08.2019 19:55:00

Нацпроекты угнетают экономику

Для президентского прорыва не хватает законопроектов и сервиса "Электронный бюджет"

Тэги: нацпроекты, инвестиции, электронный бюджет, регионы


нацпроекты, инвестиции, электронный бюджет, регионы Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков объясняет главе Минфина Антону Силуанову как нужно сделать работу по нацпроектам более эффективной. Фото РИА Новости

Объявленные властями национальные проекты оказывают на экономику не позитивное, а скорее негативное влияние. Государственные инвестиции упали с начала года почти на 12%. Минфин и региональные власти пока не могут координировать отчетность исполнения национальных проектов из-за ошибок в компьютерной системе «Электронный бюджет». При этом в Госдуму даже не внесены необходимые для исполнения нацпроектов законы, жалуются высокопоставленные единороссы. В такой неразберихе остается надеяться, что позитивный эффект от нацпроектов, может быть, появится после 2021 года.

«Хочется, чтобы работа по нацпроектам была эффективнее», – заявил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. За этой обтекаемо выраженной озабоченностью скрывается тот факт, что необходимые для нацпроектов 17 федеральных законов еще только планируется обсуждать в осеннюю сессию Госдумы. Причем восемь таких законопроектов еще даже не внесены в парламент.

Но задержка с исполнением нацпроектов не только в отсутствии необходимых законов. Недавно выяснилось, что компьютерная система Минфина «Электронный бюджет», мягко говоря, не вполне работает. А это именно тот механизм, который организует финансирование национальных проектов в регионах, то есть на местах.

В понедельник глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минфину разобраться с работой сервиса, без которого невозможно исполнение нацпроектов на местах. И доложить о результатах в правительство в месячный срок. Руководителям нацпроектов вместе с губернаторами поручено разобраться с фактическим уровнем софинансирования местных расходов в рамках федеральных проектов, которые, в свою очередь, входят в проекты национальные.

Начальники нацпроектов (а это, как правило, федеральные министры) должны будут среди прочего «определить объем региональных средств на разработку проектной документации, инженерную инфраструктуру, проведение работ по благоустройству территорий и подготовку помещений под размещение закупленного оборудования для объектов капитального строительства, предусмотренных этими федеральными проектами». Сводную информацию по данным вопросам Минфин должен представить в правительство до 15 сентября.

После этого становится ясно, что нынешний год можно считать практически потерянным для перестройки экономики в рамках нацпроектов. А ведь президент РФ Владимир Путин называет это главной целью нацпроектов. «Конечная цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе поднять уровень жизни наших граждан, обеспечить безопасность нашего государства на длительную историческую перспективу», – объяснял Путин на последней «Прямой линии» 20 июня.

Но о каких новых рельсах можно говорить, если бюджет является тормозом инвестиций и экономики в целом? В среду Минэкономразвития признало, что инвестиции в основной капитал во втором квартале 2019 года демонстрировали динамику, близкую к нулю в годовом сравнении. И это связано в том числе с сокращением инвестиционных расходов федерального бюджета по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (на 11,9% в январе–мае). «Отрицательный вклад данного фактора в динамику инвестиций в основной капитал за период с начала года оценивается на уровне 0,9 процентных пункта», – отмечает Минэкономразвития. Отрицательный вклад бюджетной политики властей в экономику признали во вторник и аналитики Международного валютного фонда (МВФ).

Российский ЦБ ранее еще более пессимистично оценивал динамику инвестиций во втором квартале. «В целом во втором квартале 2019 года сокращение показателя оценивается в 1,3–1,8% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Слабость инвестиционной активности связана во многом со снижением государственных инвестиций по отношению к соответствующему периоду 2018 года», – говорилось в обзоре ЦБ.

«Нарекания возникли в связи с недостаточной организацией работы подсистемы управления нацпроектами государственной системы управления финансами «Электронный бюджет». 

Регионы, которые обязаны обеспечить рабочие условия для системы, с задачей не справляются. Им необходимо определить объем финансирования, необходимый на реализацию проекта, подготовить документацию и место, где будет размещено оборудование. Кроме того, регионами не подготовлена соответствующая документация и законодательные акты, регулирующие данный вопрос. Поэтому перспектива запуска проектов с начала 2020 года выглядит весьма сомнительной, скорее система «Электронный бюджет» потребует еще шесть–девять месяцев на доработку», – считает партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.

«Межведомственную и межотраслевую координацию участников нацпроектов следует считать только начавшейся. Хотелось бы увидеть результаты общественного контроля, например, в рамках проекта «Единой России» по созданию информационного сервиса «Нацпроекты глазами людей», где граждане смогут дать обратную реакцию на реализацию нацпроектов», – говорит доцент Российского университета им. Г.В. Плеханова Максим Соколов. «Как показывает практика, для качественной проработки и реализации нормативно-правовой базы подобного уровня может потребоваться до пяти лет. Вспомним, например, федеральный закон о стратегическом планировании в РФ», – отмечает эксперт.

Между тем в Минфине утверждают, что претензии регионов к системе «Электронный бюджет» не сдерживают реализацию национальных проектов. «Все лимиты доводятся своевременно, так же своевременно происходит формирование соглашений с регионами. Отдельные трудности возникали в части формирования отчетности об исполнении проектов, но это не оказывает влияния на их реализацию», – сообщили «НГ» в Минфине РФ.

«C учетом того, что подсистема по нацпроектам запущена менее полугода назад, а в ней в режиме онлайн работают более 12 тыс. пользователей, ошибки случаются. Ошибки системы устраняются в среднем менее чем за сутки. Анализ статистики по обращениям показывает, что подавляющее большинство обращений – заявки на консультацию от пользователей, которые действительно впервые столкнулись с работой системы такого класса (электронный документооборот, единое облако, множество встроенных в систему контролей, справочников), что само по себе воспринимается как сложность в работе. Ошибки в работе системы составляют небольшую долю», – утверждают в ведомстве Антона Силуанова.

«Все целевые показатели будут достигнуты в установленный срок в полном объеме. В рамках нацпроекта «Демография» полным ходом идет выплата пособий на детей и маткапитала, а также проводится обучение предпенсионеров», – пообещали «НГ» в Минтруде. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нацпроекты признаны несостоятельными

Нацпроекты признаны несостоятельными

Анастасия Башкатова

Ускорение экономического роста оказалось под угрозой срыва

0
1911
Премьер нарисовал портрет  бедности, а правительство –  эмблему нацпроектов

Премьер нарисовал портрет бедности, а правительство – эмблему нацпроектов

Михаил Сергеев

0
923
Центральная Азия: шесть лет с "поясом" и по "пути"

Центральная Азия: шесть лет с "поясом" и по "пути"

Игорь Панкратенко

20 тысяч километров дорог построил Китай в странах региона

1
1145
Чего ждут от Пекина на Балканах

Чего ждут от Пекина на Балканах

Екатерина Энтина

Китайский бизнес вытесняет европейский в южном подбрюшье Старого Света

0
589

Другие новости

Загрузка...
24smi.org