1
1896
Газета Экономика Печатная версия

29.09.2019 19:15:00

Чиновники подают бизнесу налоговые надежды

Бегство инвесторов пытаются остановить инвестиционным коддексом

Тэги: минфин, рспп, бизнес, налоговые условия, инвестиционный кодекс


минфин, рспп, бизнес, налоговые условия, инвестиционный кодекс Министр финансов Антон Силуанов обещает главе РСПП Александру Шохину неизменность налоговых условий для бизнеса. Фото PhotoXPress.ru

Президент РФ Владимир Путин требует от правительства обеспечить инвестиционный рывок – причем уже в следующем году. Но инвестировать в РФ при нынешних обстоятельствах и высоких рисках готовы очень немногие. Изменить эту ситуацию, по мнению чиновников, должен будет новый инвестиционный кодекс, который ведомства представляют пока очень по-разному. Минфин хотел бы иметь дело только с крупными инвесторами. А вице-премьер Дмитрий Козак готов пообещать инвестиционную стабильность каждому предпринимателю. Уже в понедельник Минэкономразвития, Минфин, Федеральная антимонопольная служба и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обсудят предложения по видам гарантий для бизнеса. Эксперты напоминают, что подобные обещания власти давали уже неоднократно. И также неоднократно их нарушали.

На совещании с членами правительства президент РФ напомнил о задаче по ускорению роста инвестиций. «Их прирост должен увеличиться более чем в два раза, с текущих 2 до 5% уже в следующем году», – сказал он, назвав эту задачу «амбициозной».

Приток капиталов в экономику должен ускориться в том числе и для того, чтобы реализовать план по повышению роста ВВП к 2021 году до 3%..

При этом пока что до «перелома» в инвестициях далеко. Так, по итогам первого полугодия вложения в РФ увеличились всего на 0,6%. Это заметно ниже показателей прошлого года, когда рост составил 4,3%. В Центробанке при этом ожидают, что приток капиталов в третьем квартале увеличится на скромные 0,3–0,8%, тогда как ранее в регуляторе ожидали роста на 0,5–1%.

Перспективы слабого роста инвестиций в отличие от национальных целей, очевидно, толкают власти переосмысливать подходы к стимулированию притока капиталов в экономику РФ. Так, в конце прошлой недели вице-премьер Дмитрий Козак представил свой вариант законопроекта о защите инвестиций.

«Он (законопроект. – «НГ») не касается нацпроектов, не инвестиций в нацпроекты, не столько будущих инвестиций. Касается всего действующего предпринимательского сообщества», – пояснял вице-премьер. «Мы должны дать такие гарантии и обеспечить механизмы, чтобы в эти гарантии поверили, они должны быть соответствующие механизму их выполнения. Если они будут, в моем представлении это радикально, качественно, положительно повлияет на инвестклимат в стране и даст дополнительный импульс для инвестиций в российскую экономику», – считает чиновник.

По его словам, законопроект должен предусматривать гарантии стабильности и неизменности правил игры для предпринимателей, а также конкретные механизмы для достижения этой цели. «Они (гарантии неизменности правил ведения бизнеса. – «НГ») не могут быть вечными... потому что меняются условия, но если что-то меняется, то это должно быть, эти изменения должны быть для новых бизнесов, а для тех, кто уже инвестировал, для тех, кто выстроил инвестиционные проекты, реализовал его, продолжает осуществлять деятельность по возврату вложенных инвестиций, мы не имеем права менять эти правила игры. И это должна быть не декларация, а должны быть соответствующие конкретные механизмы, которые это обеспечивают», – уточнил Козак.

По словам вице-премьера, обсуждение законопроекта продолжается, но значительных противоречий с министерствами нет.

«Под значительными противоречиями с министерствами» в данном контексте можно понимать противоречия с Минфином, который ранее также предлагал свой вариант проекта по наращиванию инвестиций в РФ.

В частности, ведомство Антона Силуанова еще год назад заявляло о начале проработки законопроекта о защите и поощрении капиталовложений. Документ предполагал заключение соглашений с инвесторами в рамках нескольких инвестиционных режимов. Одна из ключевых гарантий – неизменность налоговых условий (в части налогов на прибыль, на имущество, транспортного и земельного). Кроме того, гарантировалось неухудшение условий по лицензированию и сертификации продукции, техническому регулированию. Кроме того, в рамках нового механизма бизнес мог рассчитывать на компенсацию расходов по созданию инфраструктуры или авансирование этих затрат, капитальные гранты, налоговые льготы, возмещение издержек на уплату процентов по кредитам. Заключение соглашений с инвесторами предполагалось в рамках нескольких инвестиционных режимов. Так, проекты с объемом собственных средств не менее 10 млрд руб. могли рассчитывать на базовую или индивидуальную стабилизационную оговорку (неизменность налоговых условий. – «НГ»). В министерстве ожидали, что новшество вступит в силу со следующего года. Но документ вызвал разногласия у властей.

Дмитрий Козак также критиковал документ. В частности, вице-премьера не устроил избирательный подход при предоставлении господдержки и механизм индивидуальных соглашений с бизнесом (заключение соглашений в рамках индивидуального проектного режима).

Заметим, Козак был не единственный, кто критиковал законопроект Минфина. «Бизнес должен быть защищен общим законодательством, общими институтами инвестирования, доступом к кредитам, защитой права собственности через суды», – отмечал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его словам, предложением Минфина не смогут воспользоваться 95% бизнеса, для остальных «это будет дополнительным подспорьем», но «не решит проблему инвестиций».

Скептическое мнение высказывал и крупный российский бизнес, для которого решающим пунктом является гарантия сохранения неизменных фискальных условий. В частности, глава РСПП Александр Шохин отмечал, что для бизнеса важны «стабилизационные оговорки в силу закона, а не в силу соглашения». Под стабилизационной оговоркой имеется в виду неизменность регуляторных фискальных условий на период реализации проекта. То есть власть должна гарантировать инвестирующему бизнесу стабильность базовых регуляторных условий и налогов. «Понятно, что правительство не может обещать неизменность условий только для инвесторов, но тогда должны быть оговорены механизмы компенсации потерь», – говорил ранее Шохин.

В версии документа от вице-премьера основной акцент был сделан на публичности при предоставлении поддержки: госконтракты не могут быть отнесены к коммерческой тайне, исключение может быть установлено только федеральным законом. Кроме того, Козак предлагает установить пороговое значение инвестиций для заключения инвестиционного соглашения на уровне 15 млрд руб. (в версии Минфина – 10 млрд руб.); сроки реализации – до 10 лет (предложение министерства – 20 лет). Самое важное новшество: вице-премьер выступает за гарантии стабильности условий ведения бизнеса и переходные периоды (2–5 лет) в случае изменения законодательства для всех участников рынка вне зависимости от заключения индивидуальных соглашений. Для этого, по его мнению, будет необходимо закрепить на законодательном уровне материальную ответственность государства за нарушение принципов ведения бизнеса. Как считает чиновник, эти меры позволят создать в стране условия для инвестирования.

Позднее сам вице-премьер уточнял, что новый законопроект о привлечении инвестиций в большей степени является инвестиционным кодексом, который должен дать для инвестиций в российскую экономику в целом, а не только в нацпроекты. 

«Предложения Козака предлагают стабильный фискальный режим для инвестиций. Такие правила игры уже не раз декларировались правительством, но часто им же нарушались, поэтому окончательной уверенности инвесторов в стабильном налоговом режиме по-прежнему нет», – отмечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Разговоры о поощрении капиталовложений стали звучать после предложений властей изъять сверхдоходы металлургических и химических компаний, входящих в «список Белоусова». Изъятые таким образом средства должны были увеличить долю инвестиций в российский ВВП, однако предложение вызвало бурное сопротивление у предпринимательского сообщества.

При этом все, что пока делает правительство, скорее говорит об обратном. Так, по оценке главы Сбербанка Германа Грефа, проведение налоговых маневров в нефтянке сократило инвестиции в нефтепереработку до нуля. «Если такая политика продолжится – никто никуда не будет инвестировать», – замечал он. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)




Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Личные связи стали главными для делового климата

Личные связи стали главными для делового климата

Анастасия Башкатова

Политические риски отодвинули на второй план экономическую стабильность

0
2442
Зеленский назначил ответственного за транзит газа

Зеленский назначил ответственного за транзит газа

Татьяна Ивженко

Украинская ГТС передается компании, которой управляет Минфин

0
6175
Почему необходим системный закон о жилищной кооперации?

Почему необходим системный закон о жилищной кооперации?

Роман Василенко

0
694
Загадочный успех Wildberries : есть ли пределы оптимизации?

Загадочный успех Wildberries : есть ли пределы оптимизации?

Михаил Делягин

0
834

Другие новости

Загрузка...
24smi.org