Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
В конце этой недели в Центральном доме художника открывается Российский антикварный салон, единственная сейчас ярмарка старого искусства в Москве. Правда, в декабре обещают возвращение закрывшегося в 2008 году Московского международного салона изящных искусств, но перспективы этого мероприятия пока непонятны. Это, собственно, все относительно крупные события, которые на протяжении многих лет может предложить Москва собирателям. В стране, достаточно богатой и антиквариатом, и потенциальными покупателями, имеющими ресурсы для коллекционирования, подобная ситуация удручает. Много лет участники отечественного арт-рынка сетуют на то, что эта область в России развивается очень медленно. И причин здесь несколько.
Первая причина очевидна – это фактическое отсутствие в стране традиции коллекционирования, что обусловлено особенностями исторического развития. Собирание старого искусства все-таки требует определенного уровня культуры, эрудиции, начитанности и насмотренности. Это длительный процесс, не всегда приносящий мгновенный результат.
Кроме того, опять-таки в силу исторических особенностей в России с трудом приживается идея о том, что частное коллекционирование – такой же сегмент сохранения культурного наследия, как государственное музейное владение. Так происходит во всем мире, где частные собрания открыты для публики и специалистов. У нас же, с одной стороны, на антикварный и художественный рынок накладывает отпечаток система налогообложения (в то же время имеются способы ухода от этих налогов; не секрет, что реальные обороты арт-рынка несоизмеримо больше официальных). И эту проблему на уровне одного весьма незначительного сектора экономики, разумеется, не решить. Стоит добавить сюда и отсутствие господдержки инициатив меценатов, опять-таки на уровне налогообложения, что развито во многих странах.
С другой стороны – за прошедшие годы сложился не слишком позитивный образ антиквара, ассоциирующийся (чаще всего напрасно) с подделками, скандалами, воровством и теневыми махинациями. Во многом из-за отсутствия здоровой популяризации собирать старое искусство сейчас не модно. И создание позитивного общественного мнения – задача, для решения которой должны консолидировать усилия все участники арт-рынка.
Но сделать это непросто, хотя бы потому, что в стране всего мало: галерей, специализированной прессы и институций, образовательных учреждений такого профиля. Государству эта область не слишком интересна. Проявляется это хотя бы на статусном уровне. На открытии парижской Биеннале антикваров почти всегда присутствует президент Франции, а вернисаж более локальной брюссельской ярмарки BRAFA не обходится без представителей королевской династии Бельгии. На Российском антикварном салоне в лучшем случае появится на пресс-конференции представитель Министерства культуры или смежных околокультурных организаций с неясными ответами на постоянно возникающие вопросы.
Не слишком торопится государство облегчить жизнь и на законодательном уровне. Главная многолетняя проблема – крайне несовершенный закон о ввозе и вывозе произведений искусства, из-за которого международные аукционные дома не имеют возможности проводить в России торги, а зарубежные галереи не спешат участвовать в ярмарках (дорого и проблемно). Ведь любой предмет искусства, ввезенный в страну с коммерческой целью, облагается пошлиной в размере 18%. Единственная подвижка была сделана в 2004 году (пошлину отменили для частных лиц) – с тех пор движения нет.
То же самое касается затрудненного вывоза предметов искусства и антиквариата. Мировой опыт в этом плане дает много примеров – в странах с облегченным режимом циркулирования предметов искусства арт-рынок развивается быстрее всего. Только что нам опыт других! У нас, видимо, по-прежнему свой путь.