21 ноября в Москве состоялось 65-е заседание Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств. Фото с официального сайта Исполнительного комитета СНГ
На минувшей неделе в Москве под председательством главы военного ведомства России генерала армии Сергея Шойгу прошло 65-е заседание Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ). В нем приняли участие делегации девяти стран: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России, Узбекистана, Украины, а также Исполнительного комитета СНГ, Координационной службы Совета командующих пограничными войсками, Антитеррористического центра государств – участников СНГ, других межгосударственных органов Содружества.Рассматривалось более 20 вопросов. Среди них подведение итогов работы за минувший год, утверждение планов на будущий, создание и развитие Объединенной системы ПВО, а также системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, функционирование совместных систем военного назначения – гидрометеорологии, государственного радиолокационного опознавания, подготовка военных кадров и даже проведение Всеармейской олимпиады курсантов... Другие весьма серьезные проблемы укрепления безопасности на просторах Содружества публично не прозвучали. Хотя говорить главам военных ведомств на этой встрече было о чем.
Не секрет, что отношения между отдельными странами, входящими в СНГ, и, естественно, между их министрами обороны, весьма прохладные, если не использовать более резкого слова. Рядом на заседании сидят министры обороны Азербайджана и Армении, но они даже не здороваются. Понятно почему. Баку регулярно обвиняет Ереван в нежелании искать приемлемый, в первую очередь для Азербайджана, выход из карабахской проблемы, даже грозит применить военную силу. А Ереван, член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и двустороннего Договора о взаимопомощи с Россией, уверенный в готовности союзников прийти ему в случае чего на помощь, на эти угрозы никак не реагирует. Поэтому и перспектив добиться согласия между двумя сторонами в рамках Совета министров обороны СНГ можно только по второстепенным вопросам. Примерно как между руководителями силовых ведомств Киргизии и Узбекистана, у которых тоже друг к другу есть серьезные претензии. Особняком в этой ситуации стоит и украинская делегация. Киев, как известно, обладает внеблоковым статусом, не входит в ОДКБ, как многие из государств, представленных в СНГ, есть у него противоречия и с Москвой. Особенно по проблеме функционирования российской военной базы в Севастополе.
Но значит ли это, что министры обороны стран СНГ не должны собираться и говорить между собой, искать консенсуса по интересующим их проблемам? Безусловно, нет. У России есть очень серьезные противоречия и с НАТО, но главы и военного ведомства, и внешнеполитического, и даже глава государства регулярно встречаются с руководителями альянса в рамках Совета Россия–НАТО, договариваются по тем проблемам, где у нас есть общие интересы. А они есть. Тем более они есть в рамках Содружества. Потому слова Сергея Шойгу, сказанные на открытии заседания СМО СНГ, «деятельность Совета министров обороны формирует прочный фундамент глубоких партнерских связей в военной сфере», не представляются нам преувеличением.
У членов любой семьи могут быть самые разные интересы. Так и в семье Содружества Независимых Государств. Но есть то, что их объединяет, – общий язык, общая история, общий интерес об укреплении своей безопасности. Не только военной. И тот факт, что на 65-м заседании СМО СНГ, как видно из состава делегаций, шла речь и об укреплении общих границ, о безопасности воздушного пространства над Содружеством, о борьбе с наркотической угрозой, свидетельствует о том, что, несмотря на противоречия, есть комплексные проблемы, которые мы можем решить только вместе.