0
2713
Газета От редакции Печатная версия

08.10.2014 00:01:00

Моноспектакль на 60 процентов труппы

О количественных и качественных показателях в искусстве и, в частности, в театре

Тэги: культура, театр, творческий процесс, контроль


культура, театр, творческий процесс, контроль Фото Reuters

Совершенно понятно, что государство не может требовать к определенному сроку определенного количества стихотворных строчек от свободного художника-поэта или – без определения объема – симфонию и концерт для фортепиано с оркестром от такого же свободного художника-композитора. Но, вступая с тем или другим в «товарно-денежные отношения», государство, конечно, получает право требовать соблюдения контрактных обязательств и оговоренных в договоре сроков. Тем более понятно определение количественных и качественных показателей, когда речь идет о бюджетных ассигнованиях, выделяемых на содержание федерального или муниципального театра, филармонии или музея. Другое дело, что количественные показатели более или менее понятны: в год театр должен сыграть за отпущенные ему деньги определенное количество спектаклей, а музей – подготовить столько-то выставок (при этом не забывая о «поголовье» – то есть о том, что увеличение количества зрителей приветствуется).

С качественными показателями по-прежнему возникают разногласия, а качественные показатели в вопросах, имеющих отношение к искусству, часто несправедливо привязаны к количественным. Например, масштабная выставка не всегда требует большего времени на подготовку, чем миниатюрная – та, что занимает меньшее пространство и по ряду формальных показателей считается камерной, более простой. А спектакль на малой сцене театра может оказаться шедевром, не в пример другим созданным в том же сезоне на основной, большой. 

В этой ситуации органы государственной власти неминуемо начинают придумывать новые категории «учета и контроля» – зачастую понятные только одним чиновникам. За пределами кабинетов власти, правда, мало кто понимает, как «учет и контроль» совместить с творческим процессом. Вот, например, известному провинциальному театру краевое управление культуры выставляет государственное задание на новый, 2015 год. И в нем объявляется, что театр должен выпустить в указанный отчетный период столько-то спектаклей на большой сцене, столько-то – на малой. При этом спектаклем на большой сцене, записано в госзадании, может считаться такой, в котором занято не менее 75% труппы, а спектакль на малой – в котором занято не менее 60% труппы.  

Для чиновника – все понятно. Если есть предприятие, работать на нем должны все. Иначе быть не может. Кто не работает – тот не ест. К тому же вот так просто решается проблема занятости артистов: известно, что почти в каждом театре есть артисты, получающие жалованье (пусть и скромное), но по тем или иным причинам не задействованные в постановках. А пока обсуждается переход артистов на контрактную систему, можно обязать театры количественными показателями: камерный спектакль – на 60% труппы.

Теоретически с таким подходом может справиться, скажем, музыкальный театр – солисты там составляют малую часть труппы, и предположим, если поставить в репертуарный план оперу Пуленка «Человеческий голос» (на сцене одна-единственная певица), то можно выкрутиться за счет оркестра – количественный показатель будет соблюден. А вот как быть с камерным спектаклем в драме? Опять же теоретически можно себе представить, что возьми процентный подход за правило московские чиновники – и мы больше не увидим гениальных моноспектаклей Константина Райкина. Они отныне будут считаться неполноценными, не соответствующими госзаданию.

Конечно, можно распределить роли между 60% труппы, чтобы несколько (возможно, много) человек играли в очередь. На грани абсурда. Ведь актер может годами играть одну и ту же роль, и для тех, кто приходит на спектакль, эта роль играется впервые, а иные зрители ходят именно на этого конкретного артиста в этой конкретной роли. Как шутил много лет назад Аркадий Райкин: «Раньше на сцене – «Три сестры», «Дядя Ваня», в зале – битком... А теперь на сцене – битком, в зале – три сестры, дядя Ваня-пожарный...» Бывает и так.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Электротеатре Станиславский препарировали Ленина

В Электротеатре Станиславский препарировали Ленина

Марина Гайкович

Премьера оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского "Октавия. Трепанация"

0
723
Заносчиво и безжалостно. В театре "Практика" поставили спектакль по пьесе Владимира Сорокина

Заносчиво и безжалостно. В театре "Практика" поставили спектакль по пьесе Владимира Сорокина

Надежда Травина

0
1847
Партия сказала посадить – значит надо!

Партия сказала посадить – значит надо!

Кирилл Поехавшев

Митинговали за что угодно, лишь бы не строить светлое будущее

1
932
Чем опасен Хеллоуин для детского ума

Чем опасен Хеллоуин для детского ума

Елена Герасимова

Из рисунков юных художников исчез человек

0
1549

Другие новости

Загрузка...
24smi.org