0
5181
Газета От редакции Интернет-версия

30.03.2015 00:01:00

Губернатор по горизонтали

Тэги: губернаторы, олег кожемяко, александр хорошавин, сахалин, кадровая политика, николай меркушкин, сергей собянин, виктор толоконский, вадим потомский, евгений куйвашев, владимир миклушевский


губернаторы, олег кожемяко, александр хорошавин, сахалин, кадровая политика, николай меркушкин, сергей собянин, виктор толоконский, вадим потомский, евгений куйвашев, владимир миклушевский Фото с официального сайта губернатора и правительства Сахалинской области

25 марта президент Владимир Путин уволил губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, арестованного по подозрению в получении взятки. Вместо него и.о. главы региона назначен Олег Кожемяко, до этого руководивший Амурской областью.

Назначение Кожемяко примечательно по нескольким причинам. Прежде всего длительностью подбора кандидатуры. С момента задержания Хорошавина до его отставки прошло три недели. Все это время он формально продолжал оставаться первым лицом области, но фактически Сахалин находился без руководства.

Можно сослаться на форс-мажорные обстоятельства и на специфику региона: Сахалин имеет стратегическое расположение, богат ресурсами, находится на перекрестке интересов крупных федеральных игроков, поэтому длительное согласование кандидатуры преемника Хорошавина по-своему объяснимо. Но, с другой стороны, очевидно, что у Кремля нет возможности в таких ситуациях оперативно подобрать замену выбывшему губернатору.

Примечателен и выбор Кремля. Кожемяко можно назвать «универсальным губернатором»: до Сахалина и Амурской области в его губернаторском списке был Корякский автономный округ. Такая горизонтальная мобильность вряд ли может свидетельствовать об эффективной кадровой политике, ведь одна из ключевых ее задач в том, чтобы обеспечивать вертикальный рост, иначе смысл строить карьеру теряется.

Горизонтальные перемещения на губернаторском уровне – вещь в современной России почти уникальная. Из ныне действующих губернаторов напрямую из одного региона в другой направляли только Николая Меркушкина: в 2012 году после руководства Мордовией он возглавил Самарскую область. Столь же редки примеры губернаторов, возглавлявших два региона с некоторым промежутком – это Сергей Собянин (Тюменская область и Москва) и Виктор Толоконский (Новосибирская область и Красноярский край). Однако в перерывах они занимали значимые федеральные посты.

В чем назначение Кожемяко далеко не уникально – так это в принципе экстерриториальности, который учитывали, видимо, в Кремле. «Чужими» для своих регионов являются, например, главы Орловской области Вадим Потомский (выходец из Ленинградской области), Свердловской области Евгений Куйвашев (сделал карьеру в Тюменской области), Приморского края Владимир Миклушевский (перед назначением лишь полтора года прожил в регионе, а до этого работал в Москве) и др.

Считается, что назначение губернатора-варяга позволяет стабилизировать политическую ситуацию в регионе и снизить уровень коррупции. Однако в этом вопросе слишком многое зависит от личных качеств назначенца. Нередки случаи, когда варяги приходят в регионы со своей командой, требуют свою долю политико-экономического пирога, не находят общий язык или начинают открыто конфликтовать с местными элитами. Достаточно вспомнить Сергея Боженова, экс-мэра Астрахани, чье губернаторство в Волгоградской области сопровождали скандалы.

Придать губернаторским назначениям хоть какую-то логичность мог бы президентский кадровый резерв. Нельзя утверждать, что он вовсе бесполезен: например, и.о. губернатора Амурской области стал фигурант президентского списка, мэр Благовещенска Александр Козлов. Возможно, его присутствие в кадровом резерве способствовало назначению. Но даже если и так, это исключение из правил – другие подобные примеры нужно поискать.

Примечательно еще одно: в Кремле называют кадровую политику одним из своих приоритетов, а в качестве образца берут советскую систему подбора и расстановки кадров. Она действительно имела ряд достоинств: существовала жесткая последовательность ступеней номенклатурной лестницы, при каждой должности имелся неформальный кадровый резерв. Но в современной политической системе России, где кадровые решения зачастую носят бессистемный, едва ли не хаотический характер, до этого далеко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
878
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1479
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1076
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
568

Другие новости