0
4537
Газета От редакции Интернет-версия

22.09.2016 00:01:00

Как сделать "закон Яровой" еще жестче

Тэги: фсб, минкомсвяь, минпромторг, закон яровой, интернет, трафик, расшифровка, антитеррор, спецслужбы


фсб, минкомсвяь, минпромторг, закон яровой, интернет, трафик, расшифровка, антитеррор, спецслужбы Фото Axel Schmidt/Gettyimages.ru

По сообщениям российских СМИ, Федеральная служба безопасности (ФСБ), с одной стороны, и Минкомсвязь и Минпромторг – с другой, разошлись во мнении относительно того, как эффективно исполнять «закон Яровой». ФСБ выступает за то, чтобы не просто обязать операторов хранить интернет-трафик, но и получить возможность расшифровывать его в режиме real-time и анализировать по ключевым параметрам. Министерства, в свою очередь, считают, что расшифровка трафика должна осуществляться лишь применительно к абонентам, которые привлекут внимание правоохранительных органов.

«Закон Яровой» вызвал оживленную полемику в заинтересованном сегменте общества, и до власти удалось донести аргумент о том, что хранение эксабайтов интернет-трафика – серьезная, в том числе финансовая, нагрузка на операторов. Более того, судя по публичным высказываниям представителей власти, прежде всего самого президента Владимира Путина, аргумент был признан весомым. При этом власть практически не говорит о других издержках закона, а именно о нарушении свобод граждан, о вмешательстве в их частную жизнь. Правозащитные темы в отличие от сугубо экономических некому успешно лоббировать наверху.

Мотив спецслужб, добивающихся расширения контроля над поведением россиян в Сети, прост: они таким образом хотят предотвращать террористические атаки. Террористическая угроза, бесспорно, является реальной. Борьба с ней подчас действительно требует частичного ограничения личных свобод – например, более тщательного досмотра в аэропортах. Однако и такие меры вызывают общественную полемику. Если же под предлогом борьбы с терроризмом сфера частной жизни нарушается постоянно и на законодательном уровне, то встает вопрос о способности спецслужб работать в современных условиях.

Неприкосновенность частной жизни является одной из ценностей современных общества и государства. Однако характерным элементом таких общества и государства является способность порождать и поддерживать институты, ограничивающие в том числе и аппетиты спецслужб, которые всегда и везде естественным образом желают облегчить себе жизнь. В России мы не видим таких институтов. Сложно представить себе, например, что парламент (особенно в его обновленном составе) будет сопротивляться идеям расширения полномочий полиции или ФСБ в деле декларируемой борьбы с террором.

Конечно, доступ к интернет-трафику может облегчить выслеживание террористов. Но где гарантия, что спецслужбы ограничатся этим? В конце концов в России понятия «экстремизм» и даже «терроризм» постоянно расширяются. Экстремизмом можно считать, например, подготовку митинга или распространение критической информации о власти. В сферу внимания правоохранительных органов могут попасть целые сегменты Сети, в которых высказываются негативные суждения о российской политической действительности.

Люди, замышляющие теракт, действительно пользуются Интернетом в целях коммуникации или получения информации. Но не только Интернетом. Расшифровка всего сетевого трафика и хранение его в режиме постоянного доступа для полиции и спецслужб может быть, таким образом, лишь первым шагом к установлению полного контроля над частной жизнью, чего не было даже в советские времена. Если можно следить в режиме real-time за поведением гражданина в Сети, то почему нельзя 24 часа в сутки прослушивать его телефон без решения суда? Почему нельзя установить в его квартире камеры?

Совсем недавно в России прошла премьера фильма Оливера Стоуна «Сноуден». Сам Эдвард Сноуден, как известно, находится в нашей стране, его борьба с вмешательством американских спецслужб в частную жизнь граждан, кажется, находит понимание у российской власти. Как это гармонирует с удовлетворением постоянно растущих аппетитов ФСБ, понять очень сложно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
1055
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
1060
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
1028
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
961

Другие новости