0
1905
Газета От редакции Печатная версия

27.06.2017 00:01:00

Технический прогресс добрался до музеев

Но использование гаджета не всегда подходит для большой части посетителей

Тэги: музеи, технологии, экспозиции, логистика, инновации


музеи, технологии, экспозиции, логистика, инновации Фото сайта tripadvisor.com

Феноменальный успех громких выставок последних лет, заданный монографической экспозицией картин Валентина Серова в Третьяковской галерее (знаменитая очередь), заставляет музеи пересматривать, даже модернизировать средства и способы коммуникации со зрителем. В первую очередь это коснулось, конечно, продажи билетов – уже сейчас крупные музеи осваивают онлайн-продажу билетов на конкретные сеансы с указанием дня и времени посещения. Во вторую – собственно организации экспозиции. Крупные музейные институции, пользуясь западным опытом или собственными находками, придумывают новые форматы, скажем так, логистики. А именно – пытаются рассчитать время, которое зритель будет проводить у отдельной картины (в расчете, разумеется, на небывалый интерес и пресловутую очередь), как много людей будет находиться у одного экспоната и как быстро человек покинет помещение. В том числе и для этого – и конечно, для удобства и комфорта публики – кураторы и администраторы ищут замену этикеткам, на которых, кроме исходных данных (автор, название, год, собрание и т.д.), содержатся более подробные сведения о каждой картине, пусть и кратко сформулированные.

Для выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» сотрудники Третьяковки разработали и выпустили миниатюрный буклет-путеводитель, который можно было взять бесплатно. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, возможно, даже впервые в России для текущей выставки «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России» разработал аудиогид, который можно прослушать дома или скачать на свой смартфон – с официального сайта или уже в самом музее, воспользовавшись бесплатным Wi-Fi. Это, безусловно, если не революция, то прорыв в сфере взаимоотношений музея и посетителя. Никаких платных гидов – закачал, взял наушники – и вперед, на встречу с прекрасным.

Понятно, что инновационный процесс – неотъемлемая часть работы любого музея сегодня, а уж ведущих – в первую очередь. Когда ты поставлен в жесткие условия госзадания (от его выполнения зависит и премия руководителя), иного выхода нет: нужны не только новые зрители, но и необходимо сохранять старых, сделать так, чтобы единожды попавший вернулся еще раз. При этом надо учесть, что даже молодой зритель сегодня – не дилетант, он активно ездит по миру, бывает в ведущих музеях и видит, как там устроено дело. А там иногда из ничего – скажем, в голых стенах, с единицами артефактов – могут сделать очень атмосферный музей: дом, где родился Моцарт в Зальцбурге, например, или музей Шопена в Варшаве.

Инновации – вещь упрямо прекрасная. Но с одной оговоркой – они работают с посетителем молодым и активным (хотя и среди них встречаются поклонники допотопных, но крайне надежных кнопочных телефонов). Третий возраст, как называется цикл лекций Ирины Антоновой для людей на пенсии, да отчасти и второй не всегда бывают готовы к такому способу общения с искусством. А есть и консерваторы – им таблички подавай и подробную экспликацию (большие плакаты, где, как правило, по разделам представлена композиция выставки). Они в данном случае – в образовательном музее – оказываются в проигрышной ситуации, вне информации, вне необходимых для погружения в контекст или даже текст выставляемого предмета знаний. А может быть и обратный эффект – когда обладатели смартфонов, пропустив возможность скачать гид, будут использовать гаджеты только для селфи с шедевром. 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смыслогенератор сломался

Смыслогенератор сломался

Большие вызовы пока остаются неподъемными для России

0
713
Библиотеки и музеи ищут новое место в жизни москвичей

Библиотеки и музеи ищут новое место в жизни москвичей

Татьяна Астафьева

На модернизацию читален горожане ответили ростом количества посещений

0
786
Вам дадут наушники вместо книги

Вам дадут наушники вместо книги

Елизавета Авдошина

В театральной библиотеке идет спектакль для одного зрителя

0
1067
Как поговорить по душам со стиральной машиной

Как поговорить по душам со стиральной машиной

Андрей Ваганов

Современный человек не пользуется техникой и технологиями – он живет ими

0
1812

Другие новости

Загрузка...
24smi.org