Фото пресс-службы Государственного департамента США
Нынешнее состояние российско-американских отношений язык не поворачивается назвать новой нормальностью, хотя под этот широко используемый с недавних пор термин можно подверстать любые негативные изменения в мировой политике и экономике. Скорее наступила новая реальность, с которой придется считаться: самый масштабный и жесткий санкционный режим введен Америкой против России надолго, поскольку закреплен законодательно.
На фоне враждебных действий Конгресса США может сложиться впечатление, что Москва и Вашингтон только и будут делать, что обмениваться все новыми обвинениями и угрозами. Однако следует учитывать наличие двух прямо противоположных трендов в американском истеблишменте. С одной стороны, мощное течение, направленное на дальнейшее обострение российско-американских отношений и развязывание новой холодной войны. С другой – обратное течение, которое поддерживает исполнительная власть в США, хотя и находится под жесточайшим прессингом.
Парадокс ситуации заключается в том, что ни Москва, ни Вашингтон не хотят, чтобы отношения между ними ухудшались. Кремль и Белый дом публично заявляют, что намерены налаживать сотрудничество и готовы предпринять конкретные шаги в этом направлении. Как рассказал на днях помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер, Дональд Трамп просит своих советников не только противостоять действиям Москвы, направленным против американских интересов, но и искать области укрепления сотрудничества с Россией.
Комментируя итоги встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на полях форума АСЕАН в Маниле, госсекретарь США Рекс Тиллерсон тоже заявил, что Вашингтон стремится к сотрудничеству с Москвой и считает бессмысленным обрывать все связи из-за возникших разногласий. По его словам, Россия показала «некоторую готовность» вести переговоры по поиску решений урегулирования конфликта в Украине.
Судя по всему, речь идет о предстоящей встрече спецуполномоченных по Украине Владислава Суркова и Курта Волкера. Впрочем, ожидать, что она пройдет гладко, не приходится. Позиции сторон пока слишком разнятся. Если Москва добивается скорейших выборов в неподконтрольных Киеву Донецкой и Луганской областях, то Вашингтон выступает за то, чтобы украинские власти могли говорить с сепаратистами с позиции силы и даже рассматривает возможность поставить Киеву отдельные виды оборонительных вооружений. Вместе с тем обе стороны недовольны тем, как выполняются Минские соглашения при посредничестве Германии и Франции. Возможно, Сурков и Волкер обсудят новый формат, о котором ходят слухи с весны 2017 года, или приступят к разработке более масштабного договора о российско-украинских отношениях, не ограничиваясь проблемами Крыма и Донбасса.
В свою очередь, Лавров рассказал, что почувствовал у американского коллеги готовность к дальнейшему сотрудничеству, в том числе по вопросу о ракетах средней и меньшей дальности. «Мне показалось, что мы нашли понимание у госсекретаря, и поручения нашим экспертам будут даны», – отметил российский министр. По его словам, на встрече с Тиллерсоном были также затронуты вопросы стратегической стабильности и российско-американской координации в Сирии. «Рассчитываем, что и по другим аспектам сирийского урегулирования, как военным, так и политическим, наши контакты с Соединенными Штатами будут продолжаться», – подчеркнул Лавров. Эти контакты осуществляются в развитие договоренностей, достигнутых Россией и США по созданию зон деэскалации и налаживанию борьбы с терроризмом в Сирии.
Если в этих вопросах будет достигнут хотя бы незначительный прогресс, то в Конгрессе США не смогут этому помешать. Критиковать такие российско-американские инициативы конгрессменам будет легко, а заблокировать их – очень сложно.