0
715
Газета Образование Печатная версия

16.05.2002

Три кита нашего образования

Тэги: модернизация, образование


Первая Всероссийская конференция "Общественные ресурсы образования" прошла в Москве. После Гражданского форума - это, пожалуй, второе (по значимости) мероприятие, где обсуждались вопросы участия общества в модернизации образования. В отличие от первого диалога "власти с общественностью" недавняя конференция заявила о себе как "разговор общественности с властью" и даже завершилась подписанием вполне конкретных договоров о сотрудничестве и взаимодействии. Председатель Московской Хельсинкской группы, известная правозащитница Людмила Алексеева, отметив, что вопрос "форм участия общества в образовательном процессе - настолько важное дело, что его нельзя доверить только профессионалам", предложила активнее вовлекать в дела школы правозащитные организации. В настоящее время, по ее мнению, школа проявляет еще недостаточный интерес к правовому воспитанию школьников, а общество не озабочено защитой прав собственных детей.

У бизнеса накопились свои претензии и к обществу, и к власти┘ Оперируя многочисленными таблицами и цифрами, председатель правления нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский вполне убедительно изложил аудитории, что природные ресурсы не только "исчерпаемы", но и даже менее эффективны в отдаче, нежели то богатство, которое сегодня в России практически не используется, - ее интеллектуальные ресурсы. Вопрос "утечки мозгов" не стоял бы так остро, если бы молодые ученые получали достойные деньги за свой труд, а общество было бы готово "принять" богатых людей. Воспитание толерантности и инициативы, целеустремленности и патриотизма - это то, что непозволительно упускает школа сегодня.

У министра образования РФ свои претензии к обществу: любые изменения в системе образования не достигнут успеха без достаточной поддержки их со стороны общественности. Со своей стороны, министр обещает, что в самое ближайшее время наши школы станут "юридическими лицами". По мнению Владимира Филиппова, предполагаемые меры помогут укреплению положения попечительских советов школ, привлекут в учебные заведения долгожданные инвестиции и сделают "прозрачными" финансовые потоки, приходящие в школы.

В дискуссии "Информационные технологии как ресурс развития образования" и общество, и власть сошлись в одном - начинать переподготовку учителей следует с руководителей учебных заведений. Потому что, как заметил замминистра образования РФ Виктор Болотов, с компьютером, с объемом материала и полярностью суждений в школу приходит принципиально другая педагогика и иная психология. Учитель теряет "монополию на истину". Что касается самих информационных сетей, то они должны формироваться вокруг "устоявшихся, самодостаточных" проектов.

В дискуссии "Общественная экспертиза и контроль качества образования" ректор Государственного университета - Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов отметил, что участия общественности в экспертизе и контроле сегодня практически нет. Аттестация вузов проходит "кулуарно, а публикуемые в прессе рейтинги вузов - формализованы". Эксперимент по государственному экзамену вызывал бы меньше споров, если бы обсуждение его итогов проходило гласно. Так что решать вопрос общественной экспертизы нужно обязательно и безотлагательно.

Насколько полезной была конференция для всех трех сторон, должно проясниться совсем скоро. В стадии доработки находятся положения об аттестации и аккредитации учебных заведений и законопроекты об изменении статуса учебных заведений. Остался, правда, открытым вопрос, кто будет "отсеивать" от школы "детей лейтенанта Шмидта", которые уже сегодня обивают пороги учебных заведений и которые хлынут в учебные заведения вместе с общественными организациями.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1161
Зеленые территории столицы благоустраивают в формате проекта «Мой район»

Зеленые территории столицы благоустраивают в формате проекта «Мой район»

Татьяна Астафьева

Предложения горожан активно использовались при модернизации парка 850-летия Москвы

0
842
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1180
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3292

Другие новости

Загрузка...
24smi.org