0
645
Газета Образование Печатная версия

25.10.2002

Особое мнение столицы

Тэги: швецова, эсперимент, образование

Москва - самая главная экспериментальная площадка России - пока стоит в стороне от больших опытов, которые проводятся с системой образования РФ. Что само по себе странно. В столице собраны большинство научных школ, здесь лучшие учителя России и рядом Министерство образования РФ. Модель в столице может быть опробована без огромных капиталовложений, отслежена более точно. Почему же все происходит не здесь? Каково отношение столичной власти к происходящему? И что сегодня "пробуют" в Москве? На эти вопросы мы попросили ответить первого заместителя мэра столицы Людмилу Ивановну Швецову.

- Людмила Ивановна, идет обсуждение эксперимента по единому государственному экзамену. Москва - по-прежнему аутсайдер гонки по ЕГЭ. Причины называют разные. Какова же действительно позиция правительства Москвы по этому вопросу?

- Москва не участвует в эксперименте, потому что в первую очередь к этому не готовы московские вузы, которые (за исключением нескольких) не признают результатов ЕГЭ. Соответственно выпускники московских школ, сдавая ЕГЭ, не имели бы возможности поступать в подавляющее большинство московских вузов. Москва уже несколько лет развивает собственную программу сотрудничества школ города с вузами. В таких школах обучение ведется по согласованным с конкретным вузом программам, с участием вузовских преподавателей. По окончании обучения учащиеся сдают совмещенные (не единые) экзамены, которые являются вступительными в конкретный вуз. Эта программа зарекомендовала себя очень хорошо, и сейчас по ней работают более 800 московских школ. Наш эксперимент показывает, что субъективность в оценках, стрессы учащихся могут быть сведены к минимуму иными формами, нежели ЕГЭ. С введением ЕГЭ, на мой взгляд, произойдет явная дискриминация тех, кто уже дискриминируется по всем позициям. Во-первых, это коснется бедных. Во-вторых, пострадают иностранцы, прибывшие в Россию, и женщины. Вне сомнений, что появятся коммерческие структуры, которые нагреют на этом руки.

- Наша школа, даже московская, бедна. И на оплату вузовского преподавателя деньги обычно собирают с родителей. Естественно, это оформляется в документах под "гуманитарную помощь школе" и выглядит внешне пристойно. Родителям вроде бы выгодней платить 200-400 рублей в месяц преподавателю в школе, нежели 10 долларов в час - за индивидуальную подготовку к поступлению в вуз. Но не у каждого найдутся в кармане даже эти 200-400 рублей. Как быть?

- В бюджет школы уже заложена оплата преподавателей. Та ситуация, о которой вы говорите, достаточно тонкая и деликатная материя. Она способна вызвать даже некоторую напряженность между учителем школы и преподавателем вуза. Особенно в том случае, когда вознаграждение за свой труд они получают неодинаковое. Но я бы не стала сейчас это запрещать или выправлять волюнтаристским способом. Тем более что здесь больше проблема выбора самих родителей: именно им решать - достаточно ли их детям знаний, предлагаемых школой бесплатно. Кстати, школа и не скрывает "сверхурочные" под видом "гуманитарной" или иной помощи. Очевидно, с созданием профильной школы эта проблема отомрет, а пока, наверное, нуждается в некоторой корректировке. Особенно в тех школах, где не привыкли считаться с мнением родителей и учитывать их материальное положение.

- Ситуация с единым ясна. Но может, тогда Москва подключится к эксперименту по новому механизму финансирования?

- По вопросам государственных именных финансовых обязательств Москва разделяет позицию престижных вузов Москвы. И прежде всего нас беспокоит, покроет ли ГИФО стоимость обучения в вузе. Сегодня называют сумму сертификата - 10-20 тысяч рублей, но в реальности эти цифры должны быть намного выше. И смогут ли выпускники доплачивать за недостающие баллы сертификата ЕГЭ. А куда понесет ГИФО выпускник? В тот вуз, где дают серьезные знания, или туда, где легче учиться. В настоящее время тема ГИФО для нас неоднозначна.

- Москва всегда была главной экспериментальной площадкой России. Именно в столице проходила и проходит апробация самых разных моделей - как образовательных, так и воспитательных. Вот и сейчас ходят слухи о новом эксперименте - возрождении воспитательной роли коллектива. Речь, как я понимаю, идет о создании организации, подобной бывшей пионерской?

- Конечно же, детской организации такого размаха, какая была ранее, быть не может. Правительство Москвы на самом деле рассмотрело этот вопрос на одном из своих заседаний и приняло постановление о поддержке детского движения. Речь идет о создании некой "зонтичной" организации, способной объединить все другие. Детских организаций много, и разнообразие это надо сохранять и впредь. Сегодня не ставится (и даже не дискутируется) вопрос участия всех детей в детской организации. Психологи говорят, что примерно 40% - это общественно-активные дети. Именно им необходимо реализовывать свой общественный темперамент. Остальные дети, видимо, воспримут детское движение как увлечение своих сверстников и принимать участие в его работе будут по мере своих желаний. Кстати, согласно статистическим данным, 95% родителей хотят, чтобы у детей была своя организация.

- Детские организации сегодня существуют под патронажем различных партий. Как же вы объедините эти "маленькие" партии? И под какой идеей?

- Мы против того, чтобы детские организации создавались под эгидой каких-либо партий или движений. Поэтому столичное правительство и решило взять детскую общественную инициативу под свой контроль, под свою опеку. Я сегодня после разговора с вами еду на встречу со взрослыми, которые готовы участвовать в создании этого массового детского движения. У нас готово практически все - существует программа поддержки движения, формируются кадры, планируется издание детской газеты. Мы пытаемся возродить ту структуру, которую так необдуманно порушили 10 лет назад. Ведь что странно, нашу бархатную революцию пережили почти все организации┘ за исключением детской. Профсоюз сегодня процветает, женские организации успешно существуют, КПРФ жива, а у детей все отняли - помещения, газеты, журналы. Мы в Москве успели перепрофилировать Дома пионеров в Дома творчества и сохранить их - сейчас надеемся еще и вернуть детям более полное, более осмысленное детство.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва увеличит размах "Города образования"

Москва увеличит размах "Города образования"

Галина Грачева

В 2019 году важнейший педагогический форум планируется провести с еще большим размахом

0
871
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
1576
Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Анастасия Башкатова

Провалы в образовании тормозят инновационное развитие

1
1701
Школьникам должно быть немножко страшно

Школьникам должно быть немножко страшно

Антон Зверев

Чиновники срочно восстанавливают нарушенный баланс кнута и пряника

0
1390

Другие новости

Загрузка...
24smi.org