0
529
Газета Образование Печатная версия

10.06.2005

Бакалавров скоро станет больше

Тэги: образование, бакалавриат


Бакалавров действительно становится больше. В этом мы убедились, обзвонив приемные комиссии вузов. Между тем, как сообщают опросы Высшей школы экономики, в обществе еще живы старые установки, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Нет, отвечают в Министерстве образования и науки РФ, – это полноценное высшее образование. И после завершения обучения выпускники бакалавриата получают диплом, свидетельствующий об этом и который (как показало обсуждение на Бизнес-педсовете) устраивает большинство работодателей

По информации Госкомстата РФ, на 1 ноября 2004 года во всех вузах России, включая вузы МВД (20) 662 (вуза), – по направлению «бакалавриат» обучались 264 тыс. 440 человек (Всего в вузах обучается 5 млн. 860 тыс. 100 человек.) Это примерно 4,5%.

В вузах, подведомственных Рособразованию (это 335 вузов), по направлению «бакалавриат» обучались 236 тыс. 406 человек. Это примерно 5,6%. Предполагается, что в этом году численность студентов на бакалавриате значительно возрастет, потому что вузы спешат подавать заявки.

Во многих крупных вузах бакалавриат (и магистратура соответственно) существует аж с 1991 года. Не является исключением и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Зачинателем движения «4 плюс 2» выступил там экономический факультет, который одним из первых ввел такую программу. С 2001 года механико-математический факультет МГУ начал прием на бакалавриат и магистратуру на специальности «Прикладная математика» и с 2003 года на специальности «Информационные технологии». Геологический факультет, факультет наук о материалах и факультет почвоведения согласны выдавать диплом бакалавра всем успешно сдавшим госэкзамены по истечении четырехлетнего срока. Бакалавров готовят на факультете искусств, на факультете иностранных языков и регионоведения и на факультете журналистики.

Тем не менее сам ректор МГУ Виктор Садовничий вплоть до последнего времени был решительным противником этого перехода. Почему? Ректор считает, что ученого за 4 года не вырастишь. И с этим в принципе никто не спорит. Однако ректора Садовничего «подправляет» ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая. Она считает, что «широкую подготовку с включением мировоззренческих курсов – ценнейшую традицию нашего образования – бакалавриат как раз и не нарушает».

По замыслу реформаторов, в бакалавриате даже повышен удельный вес общего образования. Как разворачивает этот тезис Вербицкая, хоть наше образование и именуется профессиональным, более 20% учебного времени в вузах приходится на общие дисциплины. И факт, что не более 50% выпускников работают после вуза по выбранной специальности, говорит о том, что как раз блок общих дисциплин преподается на должном уровне и позволяет выпускнику после завершения учебы быстро переключиться с одной профессии на другую. С другой стороны, из-за большого объема общих дисциплин почти нет времени на специальные, говорит Вербицкая, поэтому многие не могут устроиться на работу по профессии. В общем, по замыслу разработчиков реформы, бакалавриат – это массовая кузница кадров, что особенно актуально накануне демографической ямы. А магистратура, которая следует за ним (2 года обучения), – товар штучный.

Оппоненты перехода обращают внимание на то, что во всех странах горлышко магистратуры слишком узкое и мы вряд ли станем исключением из этого списка. Кто же тогда пойдет в науку? Поэтому оппоненты предлагают оставить студенту все-таки выбор: после бакалавриата дальше можно учиться на специалитете (1–2 года), либо в магистратуре (не менее 2 лет). Сохранение специалитета – это уступки, возражают авторы проекта, такая система вряд ли будет понятна коллегам по Болонскому процессу, и это будут дополнительного рода трудности для студентов, которые захотят учиться за пределами своей страны.

Еще один вариант модели для России, родившийся в спорах, в том числе и на РОСРО, предполагает введение различных форм бакалавриата (условно их пока называют «исследовательский» и «инженерный»). В чем здесь разница? Поступать в магистратуру студент сможет только после исследовательского бакалавриата, а после инженерного он должен 1–2 года поработать и поднакопить опыта в какой-нибудь из профессий. Такое различие в формах бакалавриата поможет вузу сразу отделить тех, кто идет в вуз за отсрочкой от армии или просто за любым высшим образованием, от тех, кто видит себя только в науке. Данная модель тоже принята министерством к сведению. Каким же будет окончательный вариант – станет известно уже скоро.

Сегодня Минобразнауки РФ рассматривает вариант, что ведущие вузы получат сразу финансирование из расчета на 6 лет обучения. И бакалавриата не будет в высших учебных заведениях, готовящих специалистов по медицине, на оборону страны и другие. Как заявил Андрей Фурсенко, полный перечень специальностей, где останется специалитет, будет определен после обсуждения его с педагогической общественностью, работодателями и самыми широкими слоями населения, заинтересованными в обсуждении этого.

Но здесь на пороге появляется уже другая проблема. Многие вузы в спешном порядке подают сегодня заявки в Минобразнауки на двухступенчатую систему подготовки... в надежде получить финансирование магистратуры. Почему? Потому что магистратура финансируется в несколько раз выше, чем бакалавриат. И очевидно, что этот процесс надо уже как-то регулировать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
481
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1359
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1227
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
1355

Другие новости

Загрузка...
24smi.org