0
768
Газета Образование Печатная версия

20.07.2005

Пришла вторая волна ЕГЭ

Тэги: егэ, образование, реформа


Еще одна сдача единого государственного экзамена пройдет с 18 по 31 июля. Завтра школьникам предстоят испытания по русскому языку, 25 июля – по биологии и истории России. 27 июля пройдет экзамен по литературе, географии, химии, 29 июля – по обществознанию, физике и иностранным языкам, 31 июля – резервный день. Школьники Москвы могут узнать о том, где сдать единый экзамен, обратившись непосредственно к директору своей школы.

Предварительные итоги первой сдачи уже подведены. Единый экзамен по-прежнему идет в стадии эксперимента. Основной вопрос, обсуждаемый сегодня в профессиональном сообществе, уже не звучит: «Да или нет единому госэкзамену», а ставится: «Обязательность или добровольность ЕГЭ как формы итоговой аттестации школьников?». Недавно на заседании Союза ректоров России было решено, что Министерство образования и ректоры создадут совместную рабочую группу для подготовки предложений по совершенствованию порядка проведения единого госэкзамена (ЕГЭ).

«В настоящее время подготовленный нами законопроект о введении единого государственного экзамена проходит согласование с отраслевыми министерствами и субъектами Российской Федерации, сказал «НГ» уже после заседания Союза ректоров министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Законопроект предусматривает совмещение процедур итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузы и ссузы. При этом выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения государственной (итоговой) аттестации – в форме единого государственного экзамена или в иной форме, установленной Министерством образования и науки. Прием в высшие и средние профессиональные учебные заведения будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить права победителей и призеров олимпиад при зачислении. Кроме того, в ссузах и вузах, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у студентов определенных творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, а также реализующих образовательные программы особой сложности, могут быть наряду с результатами единого государственного экзамена установлены дополнительные испытания».

По заявлению министра, введение госэкзамена возможно в 2008 году. Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при правительстве РФ, комментируя это заявление, сообщила, что «настаивать сегодня на «поголовности» процедуры ЕГЭ нецелесообразно, потому что, пока это достаточно дорогое удовольствие. Но в перспективе такие процедуры должны быть достаточно разработаны, массовы, а следовательно – дешевы.

В этом году ВЦИОМ вновь опросил россиян о ЕГЭ. 40% из опрошенных высказались «за» или «скорее «за» единый экзамен, а 26 – «нет» и «скорее нет». Москва и Санкт-Петербург больше всего дали негативных ответов. Виктор Болотов, глава службы по надзору в сфере образования причины этого явления видит в том, что родители абитуриентов столицы боятся конкуренции с элитой регионов».

Между тем, по словам Виктора Болотова, его служба все время работает над качеством ЕГЭ. Сегодня при определении оценки берется во внимание процент базовых заданий, выполненных школьником. «В первый год статистика по двойкам, которую давал ЦТ, отличалась от той, что давали авторы, – говорит Виктор Болотов, – авторы были такие «кровожадные», что если бы мы пошли за ними, у нас половина России была бы в двойках┘ В последние годы, в прошлом и в этом году, предложения, которые дает ЦТ, и предложения, которые дают авторы, практически совпадают почти по всем предметам».

Галина Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения, выступая на последней итоговой конференции по ЕГЭ, сообщила, что в ЕГЭ в этом году было более 200 вариантов контрольно-измерительных материалов, а Центр тестирования сделал вдобавок еще и «перемешивание» вариантов. В общей сложности было более 1300 вариантов работ. «Контрольно-измерительные материалы этого года несколько отличаются от вариантов предыдущих лет, – сообщила Галина Ковалева. – Например, увеличение числа заданий, которые проверяют не воспроизведение знаний в знакомой ситуации, а применение их в различных ситуациях. Увеличилось число заданий с развернутым ответом». На экзамене по литературе в этом году школьникам предложили ответить на вопросы, связанные с текстом, имея сам текст перед собой. В материалах по математике сократили число заданий с выбором ответа, чтобы уменьшить угадывание.

Результаты первой волны сдачи ЕГЭ, конечно, немного удивляют. Например, нам сразу же бросилось в глаза возросшее количество стобалльников по русскому языку. Как заявил Виктор Болотов, он намерен выяснить, насколько такая ситуация возможна. Кто родители отличившихся, в каких условиях сдавался ЕГЭ, в каком пункте это было, были ли соблюдены нормы контроля и так далее.

Проблема защиты информации по-прежнему остается. Виктор Болотов заявляет, что хакеры пытаются постоянно ломать базы данных. Сделать это никому пока не удалось. Хотя это не мешает нелегальной торговле «данными по ЕГЭ», полученными в результате «утечки информации». В Калининграде в прошлом году в ночь перед ЕГЭ торговали прямо на площади материалами единого экзамена из Владивостока. Но, уверяет Виктор Болотов, перемешанных вариантов по одной только математике около 500. Вся информация находится на компьютерах, которые не подключены к интернету, то есть туда просто не пробраться. Нештатные ситуации на экзаменах связаны в основном с неопытностью тех, кто только что вступил в эксперимент. Новички, рассказывает Болотов, все время хотят «оптимизировать» процесс компьютерной обработки данных. Бывают ситуации, связанные с элементарной халатностью сотрудников Центров сдачи ЕГЭ. Мальчик из Архангельской области блестяще написал работу по математике, но забыл вписать в бланк свою фамилию. Организаторы ЕГЭ нарушили инструкцию и не проверили, заполнена ли вводная часть. А затем┘ двое суток искали автора. Поскольку в базе данных хранится вся информация, юного Ломоносова, разумеется, нашли.

После сдачи ЕГЭ многие студенты понесут его результаты сразу в несколько вузов. Картина тоже типичная для каждого года. В прошлом году один абитуриент (а точнее, его мама) подали документы сразу в 22 российских вуза. В 6 из них молодой человек поступил. Ситуацию, когда абитуриент подает свои документы сразу в несколько вузов страны, министерство считает вполне нормальной – есть право выбора. Глава федеральной службы оговаривается при этом, что типичной все же выглядит картина подачи заявлений максимум в три вуза. В 22 – это, конечно, перебор. Мама будущего студента просто хотела гарантированного поступления ее сына в любой вуз, так как панически боялась призыва сына в армию.

Примерно 64% вузов России принимали по итогам ЕГЭ в прошлом году. В этом году заявок на ЕГЭ от вузов еще больше. Но появились случаи отказа вузов от взятых ранее на себя обязательств. Например, в списки отказников попал МГУС. Уже накануне вступительных экзаменов абитуриентам вуза вдруг объявили, что результаты ЕГЭ учитывать не будут. А в правилах приема в этот вуз, которые были утверждены еще 1 мая этого года, значилось, что на специальность «экономика и управление на предприятии – 080502» три экзамена будут приниматься в форме ЕГЭ – русский, история и математика. В самый последний момент вуз почему-то передумал. Родители и абитуриенты пережили стресс.

Результаты ЕГЭ по отдельным предметам в июне 2005 года

№ п/п

Общеобразовательные предметы

Количество субъектов, участвующих в ЕГЭ

Количество выпускников, участвующих в ЕГЭ

Количество учащихся,набравших 100 баллов

2004

2005

2004

2005

2004

2005

1.

Литература

13

21

5314

5714

8

2

2.

Русский язык

57

64

541 370

652 113

51

416

3.

Математика

58

64

671 538

680 167

153

161

4.

Физика

48

49

71 919

68 779

6

23

5.

История России

38

45

41 880

43 899

2

16

Данные с сайта Федеральной службы по надзору в сфере образования


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1240
В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

Павел Скрыльников

0
1350
В МГУ предлагают расширить творческую часть ЕГЭ по истории

В МГУ предлагают расширить творческую часть ЕГЭ по истории

0
874
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1211

Другие новости

Загрузка...
24smi.org