0
792
Газета Образование Печатная версия

07.09.2005

Кого готовить: Левшу или Лобачевского?

Тэги: образование, квалификация, рынок


образование, квалификация, рынок Молодые люди скорее пойдут в бармены и официанты, нежели встанут к станку. Кто же в таком случае прокормит страну?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Чтобы «не проесть бюджетные деньги», образованию прежде всего надо решить одну задачу. Дано: более 1 млн. 400 тыс. молодых людей поступили в вузы в этом году и 1 млн. 380 тыс. школьников закончили в этом году школу. Вопрос: сколько бывших выпускников школ завтра встанут к станку? Ответ – мало кого удовлетворит.

В причинах такого явления и способах исправления ситуации попытались разобраться за круглым столом («Кто и где подготовит рабочего?», РИА «Новости») чиновники из Минобразнауки, предприниматели, руководители кадровых агентств и директора техникумов и профтехучилищ.

Президент Путин сменил самолет во время поездки в Финляндию. Малоприятная история. И оказывается, еще и имеющая отношение к образованию. Мало у нас сегодня квалифицированных рабочих. Валерий Лукин, директор Балашихинского центра занятости, рассказывает, что работа 1260 человек Балашихинского литейно-механического завода напрямую зависит от работы 1 человека – разметчика. Ему 64 года. Смена ему не растет. «Балашихинский завод «Рубин» проиграл тендер на 750 млн. долларов из-за нехватки кадров, – продолжает Валерий Лукин. – Потому что самые редкие и очень нужные специалисты из города Балашихи ездят на работу в Москву. Недавно мне пришлось искать криогенщика для одного предприятия. Предприятие давало ему зарплату в 50 тысяч рублей, и я не смог такого человека найти».

Почему так происходит? Потому что сегодня, уверен президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин, в обществе доминирует установка – «рабочим быть непрестижно». Социологи тоже приводят неутешительные данные соцопросов – о чем мечтают выпускники школ? Молодые люди в подавляющем большинстве своем не хотят работать на производстве, не готовы работать за низкую заработную плату и не готовы к медленному росту своей зарплаты. Одним словом, хотят всего и сразу.

Означает ли все это, что вопрос «Левша или Лобачевский?» может быть решен в пользу свертывания вузовского образования? Ранее позиция Минобразнауки была одна: массовое высшее образование – тенденция мировая, и Россия в этом движении не будет исключением. Тем более в условиях, когда 97% населения хотят для своих детей высшего образования. Эта мысль актуальна и сегодня, подтвердили нам в Министерстве образования и науки. Только введение бакалавриата, по мнению Андрея Фурсенко, исправит ситуацию в том, что в правильности своего выбора вчерашний студент определится чуть ранее. После 4 лет обучения. Он получит базовое высшее образование, а специальность выберет сознательно, уже после выхода на работу. И дальнейший путь в магистратуру и аспирантуру будет еще более осознанным.

Исаак Калина, директор департамента образовательной политики Минобразнауки, отмечает тенденцию увеличения числа людей, получающих второе высшее образование. «Это уже сигнал от граждан, – говорит Калина, – которые, имея одно высшее образование, понимают, что оно – «не совсем то, что нужно», то есть не отвечает их запросам и устремлениям. Возможностей изменить траекторию движения в течение пяти лет обучения в вузе у них практически не было, и вот теперь они начинают «правильно» учиться тому, что реально им нужно. Значит, высшее образование должно быть более гибким».

Означает ли это, что решение вопроса «Левша или Лобачевский» пойдет в сторону свертывания системы профтехучилищ. Бытуют слухи, что после перевода ПТУ и техникумов в регионы грядет их массовое закрытие. Нет, опять же все ответственные за этот перевод лица в министерстве утверждают, что по своей сути профтехучилища в советское время создавались под задачи конкретных отраслей. И были в этом своем предназначении успешно использованы. Но рынок труда с некоторых пор изменился. Изменились и многие учебные заведения. В некоторых из них, где раньше готовили, например, токарей и фрезеровщиков, стали выпускать парикмахеров, бухгалтеров и даже (?!) юристов. Училища подстраивались под запросы населения. Но на деле-то получается иногда сплошная фикция┘ Перевод техникумов и ПТУ, считают в министерстве, разрешит эту непростую ситуацию. Партнерство с градообразующими предприятиями – тенденция последнего времени.

Но есть еще одна сторона проблемы «Левша или Лобачевский?». «Вот в Средней Азии, – говорит Виктор Демин, – работник выполняет одну операцию на производстве, и выполняет ее виртуозно. Всему этому он может научиться на самом предприятии. Мы же все стремимся к тому, чтобы наш выпускник знал и умел многое. Наши стандарты в профтехобразовании предлагают сделать невозможное».

Стандарты, подтверждают работодатели, действительно их не удовлетворяют. Им приходится доводить выпускников профтехучилищ уже на рабочем месте до состояния «готовности». Поэтому многие предприятия сами ищут партнеров из числа училищ, заключают договора с ними на подготовку определенных кадров в нужном количестве. В связи с этим директор департамента госполитики в образовании Исаак Калина уверен, что и предприниматели должны испытывать как минимум чувство ответственности за те кадры, которые вверяются им. Именно компания отвечает за развитие своего сотрудника. По крайней мере так это выглядит в цивилизованных странах.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Управляемый рынок  в интересах большинства

Управляемый рынок в интересах большинства

Николай Миронов

Государства в экономике нужно много, но это должно быть разумное и честное государство

0
646
Москва увеличит размах "Города образования"

Москва увеличит размах "Города образования"

Галина Грачева

В 2019 году важнейший педагогический форум планируется провести с еще большим размахом

0
813
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
1500
Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Анастасия Башкатова

Провалы в образовании тормозят инновационное развитие

1
1692

Другие новости

Загрузка...
24smi.org