0
541
Газета Образование Печатная версия

07.04.2006

Будем дружить университетами

Тэги: образование, китай, мгу, садовничий


образование, китай, мгу, садовничий Студента Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова ждут для продолжения учебы в любом вузе мира.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Роль университетов в развитии общества, основанного на знаниях и инновациях, обсуждали на встрече в МГУ имени М. В. Ломоносова представители ведущих университетов стран G8 и Китая.

Как рассказал «НГ» ректор МГУ Виктор Садовничий, заседание было «рабочим» и носило организационный характер. Главная встреча еще впереди, 24 мая. А пока участники отметили возрастание роли университетов в XXI веке, выразили поддержку усилиям руководителей стран G8, направленных на развитие образования в мире, и сформулировали свои выводы и предложения. Ректоры решили, что необходимо срочно организовать международную образовательную сеть университетов стран «восьмерки» и Китая по согласованным направлениям подготовки студентов и предложили до 2010 года в два раза расширить международные академические обмены. Кроме того, практически все участники настаивали на распространении практики двойных дипломов. Виктор Садовничий отметил, что собравшиеся в роскошном зале библиотеки МГУ ректоры и президенты вузов говорили на одном языке (языке науки), и проблемы оказались у всех похожими, а судьба общей – поднять качество высшего образования.

Так какие же проблемы обозначили ректоры и их представители из ведущих стран мира еще? На встречу в МГУ вместо ректора Французского университета имени Пьера и Марии Кюри приехал атташе по академическому сотрудничеству посольства Французской Республики в РФ. Ректор не приехал по причине массовых волнений студентов в Париже, поэтому и предложения французской стороны касались в основном будущего выпускников. Если страны хотят, чтобы был обмен студентами, они должны позаботиться о будущем этих молодых людей. И предоставить им рабочие места с хорошим заработком, соответствующим их квалификации. Чтобы обеспечить студентов работой, французская сторона предложила наладить информирование о новых знаниях и новых услугах, провести строгий ранжир новых специальностей. Кроме того, французские представители предлагают строже подойти к вопросу: «А что такое университет?» Нельзя называть университетом учебное заведение, который не ведет научных исследований. «К сожалению, не все университеты могут похвастаться исследованиями, но многие из них почему-то носят такое звание, – заметил гость из Франции и похвалил Китай, который сделал значительный прорыв в наведении порядка в своих университетах.

Ямада Киоши, исполнительный директор международного управления Токийского университета (Япония), обратил внимание присутствующих на то, что в условиях глобализации важность стандартизации знаний в странах G8 только нарастает. Но при этом важно дать стандартам, по мнению Ямады Киоши, высокую планку. Кстати, Токийский университет занимает 7-е место в мире по объему интеллектуальной собственности. И сегодня успешно развивает систему дистанционных дисциплин, приглашая для сотрудничества, в частности, иностранных профессоров знающих методики дистанционного обучения медицине.

Фичи Франческа, специальный представитель ректора Университета Флоренции (Италия), заметила, что многие университеты мира претерпевают изменения, и не всегда эти изменения принимаются сразу. Например, в Университете Флоренции настороженно относятся к идее перехода на трехлетний бакалавриат. Услышав эту фразу, ректор МГУ Виктор Садовничий не преминул тут же поддержать коллегу и сообщил присутствующим, что в России не всегда находит понимание даже идея четырехгодичного бакалавриата. А если подразумевается еще и переход на трехгодичный срок обучения, то здесь и вовсе надо... думать и думать.

Рольф Венди, специальный представитель президента Университета Торонто (Канада), говоря о студенческих обменах, напомнил, что крайне важно при этом выполнить четыре условия. Эти условия: гармонизация стандартов, мобильность студентов, сотрудничество учебных планов и доступность процесса обмена для студентов. Гармонизация стандартов трудна для осуществления даже в Европе, а если говорить о мире – тем более. «Но нет ничего недоступного, если цель поставлена, – поспешил заверить Рольф Венди, – а говоря о мобильности студентов, нельзя упускать из виду мобильность преподавателей и аспирантов. И для развития мобильности желательно тщательно продумывать сотрудничество в области учебных планов. И, наконец, если обмен недоступен всем нашим студентам, проект терпит поражение».

Ругл Чарльз, представитель канцлера, содиректор центра СУНИ Университета штата Нью-Йорк, рассказал о сотрудничестве с МГУ, которое началось еще 6 лет назад. Особенно успешно американцы развивают связи с биолого-почвенным факультетом, ВМК и медицинским факультетом. Большое значение при этом и та и другая сторона придают двойным дипломам. Но есть при этом некоторые проблемы. Американский гость обозначил в первую очередь финансовый аспект и напомнил о языковом барьере и утечке мозгов. «Будет ли Россия иметь возможность трудоустроить своих студентов после учебы в США?» – спросил американский ученый. Ругл Чарльз напомнил, что обмен с Россией пока «асимметричен». Американских студентов, желающих учиться в России, пока меньше, чем россиян, обучающихся в США. Но в последнее время интерес к России стал заметней.

Комментируя все вышесказанное, ректор МГУ Виктор Садовничий заметил, что проблема утечки мозгов была особенно актуальна в 90-х годах прошлого столетия. И это сказалось на уровне российской науки. Но это проблема характерна не только для нашей страны, она актуальна во всем мире. «Важно помнить при этом, – заметил Виктор Садовничий, – что понижение уровня науки в одной стране не идет на пользу мировой науке вообще...» Каждая страна задумывается об этой проблеме всерьез, но это совсем не повод для каких-либо препятствий интеграции России в международное образовательное пространство.

«Россия, как и все другие страны, готовится к новым вызовам экономики, – продолжил Виктор Садовничий, – и наши фирмы сегодня обеспокоены плохим качеством подготовки выпускников. Они предлагают свое участие в рейтингах, составлении программ и разработке стандартов. А наши академики считают, что это – удел университетов. Я считаю, что истина где-то посередине┘» А в конце встречи предложил всем ректорам, как и герой известного отечественного фильма, «дружить домами».

Любопытно, что Ассоциация университетов Европы обсуждала вопросы взаимоотношений бизнеса и образования еще 10–20 лет назад. Для России они встали остро именно сегодня. Поэтому-то встречи ректоров университетов ведущих стран мира, подобные той, что прошла в МГУ, весьма интересны для нас. Зачем учиться на своих ошибках, если появилась возможность проанализировать чужой опыт?!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин нашел болезненную точку Вашингтона

Пекин нашел болезненную точку Вашингтона

Анастасия Башкатова

Трамп удивил строителей "Северного потока – 2"

0
1773
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
716
На гуманитария лучше учиться в Москве

На гуманитария лучше учиться в Москве

Елена Герасимова

Порог для поступления в медицинские вузы постепенно снижается

0
672
Учителям предстоит новый экзамен

Учителям предстоит новый экзамен

Елена Герасимова

Отрыв от практики способствует появлению завышенных ожиданий у молодых педагогов

0
848

Другие новости

Загрузка...
24smi.org