0
914
Газета Образование Печатная версия

10.02.2009

Мало вузов – это плохо

Тэги: образование, вуз


Популярную в Министерстве образования и науки РФ идею о сокращении численности вузов оспорил Юрий Давыдов, доктор экономических наук, академик РАО, президент Пятигорского государственного лингвистического университета. Произошло это на недавнем совместном заседании экспертных советов комитета по образованию Государственной Думы и Центрального совета общественного движения «Образование – для всех».

Заседание собрали, чтобы обсудить предлагаемые Рособрнадзором критерии для лицензирования и аккредитации вузов. Минобразнауки РФ предлагает ускорить работу по столь важному вопросу, чтобы успешнее провести «чистку» рядов вузов. Справедливости ради надо сказать, что никто из собравшихся саму идею «чистки» вузовских рядов не отвергал. Но вместе с тем┘

По мнению академика Давыдова, настраивать сегодня население на то, что в РФ в ближайшем будущем должно остаться не более 150–200 университетов, совершенно не стоит. Академик напомнил, что в 1917 году в стране насчитывалось полторы сотни вузов на 91 миллион населения, половина которого, кстати, была вообще неграмотной. А если исходить из современного мирового опыта, то на Западе на один вуз приходится 50–55 тыс. населения, а в России на один вуз – 130 тыс. человек. Сообразуясь со всеми этими цифрами, число высших учебных заведений в стране вообще нужно удваивать. Сегодня в России, по словам Юрия Степановича, 20,6% работающего населения имеет высшее образование, а в государстве, ориентированном на экономику знаний, такого населения должно быть не меньше половины.

В связи с этим академик призвал государственные службы правильно и аккуратно действовать во время кризиса, чтобы сотни тысяч российских студентов и преподавателей не оказались после их действенных мер на улице. Академику показались непонятными некоторые «чисто механические» показатели аккредитации. Например, чтобы образовательное учреждение могло называться «университетом», оно должно иметь не менее семи направлений подготовки, 60% «остепененных» преподавателей, 10 кв. метров на одного студента очного отделения и так далее. На взгляд Юрия Давыдова, некоторые из показателей явно устарели и не служат основной цели проводимой модернизации – повышению качества образования. Для студентов первых курсов куда важнее, например, даже не преподаватели со степенью (тем более в наше время, когда по-прежнему все можно купить – и диплом, и степень), а нужны преподаватели с хорошей методической подготовкой.

Юрий Давыдов был на вышеупомянутом совещании не единственный, кто подверг критике предложенные Рособрнадзором критерии. Председатель экспертного совета по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании комитета по образованию Государственной Думы Владимир Тихомиров выразил недоумение по поводу игнорирования дистанционного обучения в РФ. Сославшись на данные американских экспертов, Тихомиров заявил, что в условиях кризиса более жизнеспособны те вузы, которые в полной мере используют электронные технологии обучения. С помощью этих технологий можно оперативно и недорого переобучить миллионы людей. А нормативы аккредитации, предложенные министерством, рассчитаны в основном на «бумажные» образовательные технологии. Между тем именно в сфере дистанционного образования сегодня сплошь присутствует профанация, ничего общего не имеющая с сертифицированными электронными технологиями. А это очень серьезно.

Третий важный момент в происходящих процессах заметил председатель Ассоциации негосударственных вузов РФ ректор РосНОУ Владимир Зернов. Обращаясь к представителям профильного комитета ГД РФ, Зернов заметил, что Дума – это место, где нужно думать о государственных интересах. И, действуя в государственных интересах, Россия должна бы уже начать делать качественный рывок по числу изобретений и открытий, прорывных инноваций. Этого нет. И произойдет это, на взгляд ректора, только тогда, когда в основу аккредитационных показателей будут положены не число методичек, количество квадратных метров на студента и защищенных диссертаций, а конкретные научные достижения и новые образовательные технологии. Как раз этот момент обнародованные показатели пропускают.

Первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин, обобщив сказанное коллегами, призвал министерство и педагогическую общественность хорошо поработать всем вместе над новыми аккредитационными критериями и закончить все к новому учебному году.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1264
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1229
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3361
Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Наталья Савицкая

Благоприятная финансовая ситуация для гуманитарного образования связана с сокращением числа вузов

0
1817

Другие новости

Загрузка...
24smi.org