1
392882
Газета Образование Печатная версия

11.06.2013 00:01:00

Урок экс-жены президента

Людмила Путина хотела видеть в отечественной школе предмет "Этика семейных отношений"

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».

Тэги: людмила путина, образование


людмила путина, образование Людмила Путина искренне хотела что-то поменять в нашей школе к лучшему. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Сегодня тема номер один в СМИ – развод Владимира и Людмилы Путиных. Ну и, разумеется, в центре внимания персона самой супруги президента Людмилы Путиной. Мне довелось всего лишь несколько раз видеть первую леди страны на некоторых мероприятиях и один раз – в узкой группе журналистов – задать ей пару вопросов. Общее впечатление о ней: она замечательная женщина. Но не менее интересно для меня то, что делала супруга президента. 

В отличие от других высокопоставленных жен она не занималась «имиджевой» повесткой дня. Она делала вещи без лишней помпы и глубоко важные по смыслу. Возможно, в период нарастания сложностей в своей собственной семье Людмила Путина увлеклась психологией взаимоотношений полов. Я присутствовала на презентации дисков с циклами бесед семейного психолога Ольги Троицкой, выпущенных под руководством Людмилы Путиной. Вслед за изданием дисков первая леди заговорила о важности преподавания в школе предмета «Этика и психология семейных взаимоотношений». Но, видимо, не имея союзников и не будучи до конца уверенной в том, что сложный предмет будет преподаваться в школе на должном уровне, супруга президента не довела дело до логического конца. 

Конечно, риск того, что хорошее дело провалят примитивным исполнением, в нашей стране достаточно велик. Например, как проводили в наших сельских школах уроки предпринимательства: учитель на свои деньги покупал на рынке мешок картошки, потому что собрать «урожай» с класса не удавалось. Затем дети мыли картофель, расфасовывали в пакеты и несли продавать на рынок. Естественно, продать удавалось не все, и оставшуюся продукцию дети разбирали по домам. Начальство рапортовало наверх, учитель считал убытки. 

Что можно сотворить с предметом «Этика и психология семейных отношений», можно себе только представить. Неудачная продажа картофеля – это просто цветочки по сравнению с вторжением топора в тонкую психику подростка. Тем не менее функцию просветителя юных умов сегодня смело берут на себя глянцевые журналы. И это довольно опасное явление. Психолог Ольга Маховская дала проводимой ими линии вполне четкое определение: «Философия инфантильного гедонизма». И цели журналов, по ее мнению, непритязательны – создать нечто вроде «клубов анонимных эгоистов», ловящих кайф  от «непрерывного доминирования над другими», так и не добившихся развития собственного «я». 

Разговор же с подростком, советуют психологи, на подобные темы надо строить с учетом специфики возраста и интересов. Сексуальный интерес не стимулировать, а, возможно, переводить в сферу некой научности и нравственности. Благо сейчас на эту тему проводится масса исследований. Подтверждаются какие-то гипотезы, отвергаются прежние предположения. И, разумеется, множество открытий в области, например, генетики требуют адекватного восприятия их обществом. В общем, обо всем этом с подростком нужно и важно говорить. 

Моя знакомая студентка-первокурсница рассказала мне, как батюшка в церкви говорил с ней о внебрачных отношениях: «Вы считаете, что вступили в половую связь с партнером и подумаешь – какая ерунда! Дружеский секс! Совершенно не предполагая при этом, что у вас же обмен с партнером идет на уровне ДНК. Раньше желание быть единственно верным своему супругу позволяло нашим предкам сохранять свою ценную ДНК, а что же рушим мы сегодня?»
Батюшки могут говорить даже так. А учителя? Тут есть одно интересное наблюдение. Если в школах советского периода считали, что детей от темы секса надо отвлекать и желательно – сбором металлолома, то сегодняшние учителя считают, что дети информированы об этом больше их, и поэтому разговоров здесь не надо. Примерно, как сегодняшние комментарии политологов на развод президента: «Развод президента не повлияет на самочувствие общества!»
А кто это вам, уважаемые политологи, такое сказал! На ваше, может, самочувствие и не повлияет. Но для населения в глубинке это – не что иное, как разрушение фундаментальных ценностей. Вон, почитайте документы, которые сами же пишете и которыми народ потчуете: «Преданность государству, национальной идее и стране – сродни преданности семье и жене...» Вообще-то налицо поворот политического курса страны в сторону западных ценностей (пусть пока – семейных). 

Но вернемся от политиков к детям. Психологи давно обратили внимание на то, что уже в подростковом возрасте формируются предпочтения, касающиеся качеств, которые в будущем мы ищем в своих партнерах. Поэтому девушке еще в школе надо внушить, что то, как будет прогнозировать свою будущую жизнь с ней ее избранник, – вещь для нее архиважная. И думать, мол, пусть он там болтает про нас что хочет, все равно будет так, как я захочу, – путь ошибочный. Переделать кого-то под себя наверняка не получится. 

Любовь чаще творит чудеса не с теми, кого мы любим, а с нами самими. И, конечно, психологи напоминают, что есть какие-то базовые вещи, которые необходимо знать еще со школьной скамьи. Например, как формируется химия любви? Что, например, творят с нами дофамин и серотонин? Почему чувство привязанности вытесняет чувство любви? Почему мысли об объекте нашей страсти занимают более 90% нашего времени? Почему согласно исследованиям нейробиологов, любовь живет 12–18 месяцев и что приходит потом? 

Джордж Вашингтон призывал свою внучку страшиться любви, потому что «зов страсти неодолим». Не предлагаю учителям следовать приемам запугивания президента Вашингтона, но надо помнить, что в основе суицидальных настроений сегодняшних подростков чаще всего лежит безответная любовь. А значит, все, что касается психологии двоих, – это очень и очень серьезно.    

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


tatjna fffffffffffff 15:57 25.02.2014

лучший урок при воспитании-это личный пример. никогда дети не будут уважать семейные ценности.если родители и публичные люди будут разводиться. изменять,искать молоденьких. самое страшное -это травмы душевные у детей,даже взрослых.Когда мой бывший муж заявил.что он давно живет с молодой и потребовал развод,то дочь взрослая плакала несколько дней.И сейчас ее душа зачерствела. нельзя так ранить душу.Если уж надо развестись,то это не должно детей травмировать.А ведь и имущество муж начинает забирать.Государство должно защищать семьи.А тут сам президент подает пример!!! А в школах надо побольше занимать детей не только уроками,но и приобретением профессии,чтоб не развращались от безделия.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
979
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1109
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3192
Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Наталья Савицкая

Благоприятная финансовая ситуация для гуманитарного образования связана с сокращением числа вузов

0
1804

Другие новости

Загрузка...
24smi.org