0
3744
Газета Образование Печатная версия

18.02.2014 00:01:00

Жизнь после рейтинга

Ректоры предлагают срочно создать "биржи труда" для уволенных преподавателей

Тэги: вузы, ретинги


вузы, ретинги Под серьезным сокращением находятся прежде всего педагогические вузы. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Весной появится новый рейтинг эффективности вузов РФ. Пока же Минобрнауки обновляет его критерии, а научно-образовательная общественность обсуждает, что в них надо менять. Ряд предложений озвучил и Российский союз ректоров. Хотя не все они приняты во внимание главным ведомством, ректоры не унывают и продолжают выступать с новыми инициативами. И совсем свежие касаются даже не самого рейтинга, а проблем, появляющихся после него. РСР предлагает всем срочно заняться преподавателями, оставшимися не у дел.

РСР рекомендует вузам и регионам срочно заняться формированием сети консультационных центров для поддержки профессорско-преподавательских и студенческих коллективов вузов, ликвидируемых по итогам мониторинга. В планах союза – создать 101 консультационный центр, в том числе в ЦФО – 23, СЗФО – 10, ПФО – 16, ЮФО – 10, СКФО – 13, УФО – 6, СФО – 15, ДФО – 8. В число базовых вузов, на площадке которых будут созданы центры, вошли классические, инженерно-технические, педагогические, архитектурно-строительные, медицинские, сельскохозяйственные, гуманитарные вузы, которые имеют необходимую инфраструктуру и специалистов. Большую часть работы по созданию и функционированию консультационных центров уже взяли на себя федеральные и научно-исследовательские университеты регионов. Но большинство таких центров будет создано в вузах, не имеющих специального статуса и обладающих при этом высоким уровнем профессионализма и авторитета у коллег. Как сообщила генеральный секретарь РСР Ольга Каширина, организацию центров предполагают проводить в короткие сроки, и полный список центров поддержки будет обнародован в ближайшее время.

Вся эта озабоченность РСР отчасти подтверждает ранее гуляющую по кулуарам Минобразнауки РФ гипотезу, что сокращение вузов будет проходить усиленными темпами в кратчайшие сроки. Здесь следует напомнить, что противники метода шокового сокращения вузов считают, что итоговая цифра сокращения взята с потолка. Точного, научно обоснованного предложения, сколько вузов нам нужно и каких, до сих пор нет. Есть только исторический (теперь уже!) факт, что впервые об этом заговорили на представительском совещании в июле 2008 года в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), проходившем под руководством президента РФ Дмитрия Медведева. Президент тогда спросил действующего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сколько вузов нужно стране для ее дальнейшего развития. В ответ была произнесено следующее: «Где-то 50 классических университетов и 150–200 институтов и академий…» Весь последующий за этим шум, что, дескать, цифра была названа наобум, принудил чиновников к утаиванию конечных цифр процесса. Теперь, чтобы не будоражить общественное мнение, все действия, инициируемые в этой области, особо не детализируются и приписываются «воле самих же вузов» и их «тяге к самоочищению системы».

А политологи и социологи до сих пор неоднозначны в оценках этого явления. Много у нас вузов или мало? Хорошо это или плохо, что так много университетов в стране (если брать во внимание только те школы, которые не предлагают откровенную халтуру)? Есть известная позиция, наиболее четко изложенная социологом, директором Института глобализации и социальных движений Борисом Кагарлицким, что почти во всех странах – европейских «аутсайдерах» наблюдается завышенное количество студентов на 10 тыс. населения. Этим, с одной стороны, поддерживается искусственная занятость молодежи, для которой в настоящий момент нет работы на рынке труда. А с другой стороны – это большое количество студентов нужно стране и для готовящегося экономического рывка (если он хотя бы предполагается).

В этой ситуации «неоднозначности» предложение РСР имеет все шансы на успех. Если нет возможности сохранить высшую школу, надо хотя бы попытаться спасти ее уникальный кадровый состав.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
980
Российские вузы-участники Проекта 5-100 отчитаются перед Советом по повышению  конкурентоспособности

Российские вузы-участники Проекта 5-100 отчитаются перед Советом по повышению  конкурентоспособности

0
1184
Трудно ли быть принципиальным проверяющим

Трудно ли быть принципиальным проверяющим

Наталья Савицкая

Качество экспертов не удовлетворяет ни ректоров вузов, ни Рособрнадзор

0
2002
Аккредитацию российских вузов разделят на уровни

Аккредитацию российских вузов разделят на уровни

0
1329

Другие новости

Загрузка...
24smi.org