0
3887
Газета Образование Печатная версия

27.08.2014 00:01:00

Студенты голосуют ногами

Имеют ли право на существование филиалы вузов

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор

Тэги: вузы, филиалы, минобрнауки, мониторинг


вузы, филиалы, минобрнауки, мониторинг Современная гуманитарная академия разработала план повышения эфективности работы своих филиалов. Фото с сайта www.muh.ru

Филиалы вузов в последний месяц оказались под пристальным вниманием общественности и Минобразнауки РФ. После проведения последнего мониторинга вузов будут закрыты сотни региональных филиалов. Так, распоряжением правительства России от 9 июня 2014 года № 996-р ликвидировано шесть филиалов Финансового университета при правительстве РФ. Другим рекомендовано прекратить подготовку юристов и экономистов и сосредоточиться на подготовке студентов по техническим и естественнонаучным специальностям.

Совершенно очевидно, что тенденция закрытия филиалов вузов, начавшаяся несколько лет назад, продолжается. И в ближайшие несколько лет филиалы исчезнут с образовательной карты России совсем. Студенты, преподаватели и руководители филиалов негодуют: одним предстоит перевод в региональные вузы для продолжения обучения, другим – поиск работы.

Так что же такое филиал вуза и имеет ли он право на существование? Почему филиалы оказались вне закона? Ведь открывались они все при условии согласования с Министерством образования и науки и лицензировались в установленном порядке. В перечне документов по открытию филиалов всегда были обоснование открытия и актуальность филиала для развития региона. Опять же студенты голосовали ногами, и в филиалах их было достаточно.

Поскольку основная часть студентов оплачивала свое обучение в филиалах из собственных средств, то филиалы, как правило, находились на самоокупаемости и даже часть средств от образовательной деятельности направляли в головной вуз. Иначе зачем головному вузу были бы эти хлопоты с филиалами? Для обеспечения профессорско-преподавательскими кадрами, учебной литературой и решения других организационных вопросов часто специально назначался отдельный проректор вуза. Притом что от репутационных и финансовых рисков в связи с деятельностью филиалов ни один вуз не был застрахован, только у единичных российских вузов нет в настоящее время региональных филиалов.

Ситуация с филиалами в принципе неоднозначная. Их количество растет во всем мире. Международные эксперты обсуждают преимущества и негативные последствия влияния филиалов на академическую жизнь, глобализацию и интернационализацию образования. Количество статей и исследований по деятельности филиалов растет в арифметической прогрессии во всем мире. По данным обсерватории «Высшее образование без границ», в период с 2006 по 2009 год количество зарубежных филиалов в различных странах увеличилось на 43% и дошло до 162. И хотя открытие зарубежных филиалов вузов имеет свою специфику, в целом причины их появления и проблемы их функционирования совпадают с российскими реалиями.

Американский эксперт в области   высшего образования Филипп Альтбах пишет в своей статье «Почему филиалы университетов могут быть нежизнеспособны», что «ключевым вопросом при создании устойчивого и стабильного филиала является наличие профессуры из головного университета. Крайне затруднительно привлечь такие кадры для работы в филиале на продолжительное время. Поэтому курсы обычно читаются в виде интенсивных модулей. А если таких преподавателей нет, может ли филиал претендовать на то, что он является частью головного вуза?». С этим мнением можно однозначно согласиться. Как и с другим мнением американского эксперта: «Филиалы, как правило, предлагают ограниченное количество программ – обычно в областях, привлекающих потоки абитуриентов, требующих минимальную инфраструктуру и относительно низкую плату за обучение. Филиалы не выдерживают никакого сравнения с головным университетом по материально-технической базе, количеству специальностей или наличию опытных преподавателей».

Представляется, что время российских филиалов прошло. Внебюджетные средства, которые они приносили головным вузам, возможность дополнительных заработков преподавателям головного вуза, выезжающим читать лекции, уже не оправдывают усилий по поддержке филиалов. Филиалы тянут вниз головной вуз в академических рейтингах, ежегодном мониторинге по количеству остепененных преподавателей, иностранных студентов, научной деятельности...

Какие формы образовательной деятельности придут на смену филиалам, покажет время. Но уже сейчас очевидно, что только немногие российские университеты сохранят филиальную сеть. Для этого им придется разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития этой сети и сделать каждый филиал равноценным головному университету. А когда он таковым станет, не факт, что филиал не отделится от головного вуза и не станет самостоятельным. Так в свое время произошло с филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова в Ульяновске, который спустя семь лет после открытия в 1995 году указом президента РФ Бориса Ельцина был преобразован в Ульяновский государственный университет.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бытие определяет  образование

Бытие определяет образование

Игорь Аглицкий

Почему подготовка инженеров вновь становится трендом

0
863
Задачи технических университетов резко изменились

Задачи технических университетов резко изменились

Наталья Савицкая

Почти 90% предприятий при вузах – это мертворожденное дитя

2
2058
Ректор РАНХиГС считает нецелесообразным возвращение системы распределения выпускников вузов на предприятия

Ректор РАНХиГС считает нецелесообразным возвращение системы распределения выпускников вузов на предприятия

0
714
На выборах обнаружен "административный подкуп"

На выборах обнаружен "административный подкуп"

Иван Родин

Движение "Голос" обвинило власти в попытках снизить политическую мотивацию избирателей

0
758

Другие новости

Загрузка...
24smi.org